В воскресном телеобращении к нации глава администрации Палестинской национальной автономии Ясир Арафат потребовал от своих соотечественников немедленно прекратить все вооруженные действия против Израиля как "контрпродуктивные" и навсегда отказаться от террористических актов, особенно тех, в которых используются боевики-самоубийцы. Любое нарушение этого решения администрации будет, по словам Арафата, караться очень жестко. Лидер палестинцев призвал израильского премьера Ариэля Шарона вернуться за стол переговоров.
В ответ на выступление Арафата представители Израиля и США заявили, что будут оценивать не слова, а действия палестинских руководителей. Вскоре после выступления Арафата вновь было обстреляно из миномета еврейское поселение на юге сектора Газа.
Выступление лидера Палестинской национальной автономии и ситуацию, сложившуюся на Ближнем Востоке, "НГ" попросила прокомментировать президента Российского еврейского конгресса Евгения Сатановского.
Заявление Ясира Арафата о необходимости борьбы с террором, которое многие средства массовой информации преподнесли в качестве сенсации мирового уровня, скорее всего таковой не является. Оно было весьма скептически воспринято и в Израиле, и многими мировыми политиками, в том числе политическими лидерами США. Даже самые громкие заявления на Ближнем Востоке уже не делают сегодня политической погоды.
К сожалению, реакция администрации Палестинской национальной автономии на эскалацию терроризма не просто запоздала, а запоздала трагически фатально для будущего самой Палестинской национальной автономии. Сегодня речь уже идет скорее всего о том, что будет с Палестиной и палестинцами в постарафатовский период. Здесь крайне велика роль и отношений между израильским руководством и палестинским истеблишментом, в том числе людьми из окружения Ясира Арафата, теми, кто останется в Палестине и будет выстраивать отношения с израильтянами.
Безусловно, велика здесь роль американской администрации и российских политиков. Особенно хотелось бы подчеркнуть ту роль, которую могут сыграть Россия и, как это ни странно, - российская еврейская община.
Россия, имеющая давние и тесные отношения с палестинцами, сегодня имеет не менее, а, может быть, даже более прочные отношения с Государством Израиль. Миллион русскоязычных жителей Израиля - это естественный мост между нашими странами, и люди эти не заражены ксенофобией и отрицательным отношением ни к христианам, ни к мусульманам. Эти люди приехали из страны, в которой они жили по соседству с мусульманами, по соседству с христианами, где, как это ни странно, советский или "пролетарский", как его тогда называли, интернационализм, несмотря на все те проявления ксенофобии, которые были и до сих пор остаются, тем не менее существовал для очень и очень многих. В первую очередь для интеллигенции и, разумеется, для тех людей, которые сегодня составляют часть жителей Израиля. Люди эти воспринимают палестинцев, когда те живут с ними рядом, как добрые соседи, совершенно адекватно и нормально.
Своя роль, безусловно, существует и у Российского еврейского конгресса. У нас достаточно влияния в Государстве Израиль для того, чтобы рекомендовать и советовать, и в целом достаточно опыта у русских евреев в жизни, построении нормальных инфраструктур, хороших отношений в рамках Российской Федерации, чтобы опыт этот мог чем-то пригодиться в Израиле.
Я полагаю, что в той очень нелегкой обстановке, которая существует в израильско-палестинских отношениях, российское еврейство сделает все возможное, чтобы снизить остроту этого конфликта.