Обращая взгляд на десятилетнюю историю отношений между Словенией и Россией, следует прежде всего сознавать, что на самом деле эти отношения длятся гораздо дольше. У нас общие славянские корни, целое тысячелетие мы говорим на близких друг другу языках. В одно и то же время неизгладимый след в литературе обоих народов оставили Александр Пушкин и Франце Прешерн, которого словенцы считают своим национальным Пушкиным. Совсем недавно мы вспоминали об этом, отмечая их юбилейные даты. Нельзя забывать и о дипломате Сигизмунде Герберштейне, чьи "Записки о Московии" стали своеобразным мостом между Европой и Россией. Нас сблизили бедствия двух мировых войн. И не в последнюю очередь мы способны понять друг друга как народы, которые пережили период социализма. Когда же этот период оказался позади, мы устремились к тем благам, которые приносит рыночная экономика, и к установлению новых международных отношений.
Россия признала Словению как самостоятельное государство 14 февраля 1992 года. А дипломатические отношения мы установили 25 мая того же года, когда Словению посетил министр иностранных дел Андрей Козырев. Затем начался период политического поиска. Словению угнетала близость взрывоопасных Балкан, Россия преодолевала финансовый кризис и возводила рыночную экономику. В тот период контакты между нашими странами сократились. Однако нынешний год принес настоящий расцвет наших отношений. По выражению министра иностранных дел Димитрия Рупела, он стал "годом любви между Россией и Словенией".
Сегодня можно с уверенностью говорить, что Словения и Россия поддерживают добрые политические связи. Качественный уровень и интенсивность встреч превысили все показатели прежних лет. Словения и Россия обменялись в этом году большим количеством визитов. Примечательно, что очень активно велся диалог на высшем уровне. Следует упомянуть февральскую встречу в Австрии в местечке Сент-Антуан премьер-министра Янеза Дрновшека и президента Владимира Путина. В марте Дрновшек посетил Москву. А в июне Путин побывал в Словении, где состоялись его переговоры с коллегой Миланом Кучаном. Как известно, именно в Любляне прошла первая встреча Владимира Путина и Джорджа Буша. После нее наметился серьезный поворот в российской внешней политике. В этой связи мы задаемся вопросом: может ли Словения выступать в качестве связующего звена в оформлении принципиально новых союзов?
Что касается экономического сотрудничества России и Словении, то оно достигало максимальных показателей в 1997 году, когда торговый обмен составил 577 млн. долл. В результате финансового кризиса в России товарообмен снизился примерно наполовину, однако в этом году мы вновь приближаемся к показателю 600 млн. долл. Продолжаются переговоры об инвестициях словенских предприятий в российскую экономику и о создании новых совместных предприятий. Среди наиболее перспективных областей я бы назвал фармацевтику, электронику, бытовую химию. Россия продолжает оставаться для нас привлекательным партнером как поставщик нефти, газа и оборудования. Значительный рост товарооборота и многочисленные визиты доказывают, что Россия стала одним из основных экономических партнеров Словении.
Кроме того, успешно развивается взаимодействие в других областях. Мы сотрудничаем с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, прежде всего с филологическим факультетом и кафедрой славяноведения, а также с Академией наук России, Институтом славяноведения и другими организациями. Очень хорошие контакты налажены с представителями Русской Православной Церкви.
Известно, что среди главных приоритетов Словении остается интеграция в евроатлантические структуры. На протяжении нескольких лет мы ведем переговоры с Европейским союзом и НАТО. С географической, экономической и культурной точки зрения мы принадлежим этому пространству. Через год-два Словения присоединится к ЕС и, как мы надеемся, станет членом Североатлантического альянса с новой волной его расширения. НАТО с оборонной точки зрения - наша стратегическая цель. Мы знаем о критическом отношении Москвы к расширению альянса, однако не предвидим никаких осложнений в российско-словенских отношениях. Мы никогда не слышали от наших российских собеседников какой-либо критики в связи с планами Словении присоединиться к НАТО. Ведь озабоченность Москвы вызывает прежде всего стремление стран Балтии в альянс. С другой стороны, не следует забывать, что и отношения Россия-НАТО претерпели значительные изменения: они уже не те, что были хотя бы полгода назад. И Россия и НАТО настроены на дальнейшее сближение.