- Сергей Викторович, прошел год после выхода президентского указа о создании "Рособоронэкспорта". Наверное, уже можно подвести некоторые итоги. Какой самый главный результат?
- В качестве основного достижения отмечу то, что нам удалось сохранить темпы и объемы продаж вооружения и военной техники (ВВТ). На сегодняшний день мы уже перевыполнили план поступления валюты, который был установлен "Рособоронэкспорту" правительством и президентом. Получено 3 миллиарда 600 миллионов долларов - и это при том, что отгрузка ВВТ до конца года составит около 3,3 миллиарда. То есть впервые в истории у нас сложилась ситуация, когда валютные поступления опережают поставки. Обычно всегда было наоборот, мы поставляли вооружения, а деньги приходили позже. В том, что мы имеем такое соотношение, заслуга наших специалистов. Им удалось убедить иностранных заказчиков увеличить авансовые платежи.
- В каких регионах и странах, помимо наших традиционных покупателей Индии и Китая, Россия может рассчитывать на увеличение объема оружейных продаж?
- Это арабский мир и Африка. Вот та перспектива, на которую мы должны активно работать. Не забывая, конечно, и Латинскую Америку. К сожалению, латиноамериканское направление у нас сейчас несколько отстало. Хотя и предыдущая команда, которая работала в "Росвооружении", активно принимала меры к тому, чтобы как-то продвинуться на этом рынке. Но пока это не удается. Я думаю, что одна из наших основных целей - добиться здесь серьезных изменений. Хотя, конечно, американцы рядом, в регионе у них сильные позиции, и подвинуть их будет очень тяжело.
- Насколько серьезными были кадровые перестановки в компании после прихода команды Бельянинова-Чемезова?
- Я могу вам сказать, что специалисты среднего звена в основном все остались. Поменялось лишь руководство и топ-менеджмент. Тот факт, что произошло объединение "Росвооружения" и "Промэкспорта", я считаю очень позитивным. И лучшим свидетельством этого являются показатели, которые мы имеем на сегодняшний день.
- Вы как-то сказали, что оружейный бизнес требует тишины. Эта позиция продолжает оставаться актуальной?
- Нам уже не раз предъявлялись претензии со стороны наших покупателей, что мы раскрываем информацию, которую они не хотели бы давать в СМИ. Одно дело, когда все происходит по взаимной договоренности, - это понятно, а когда это делается односторонне, нетрудно представить себе реакцию с их стороны. Торговля оружием - дело деликатное. Общие цифры я вам назвал, а вот разглашать параметры конкретно по каждому контракту - этого делать категорически нельзя.
- Какие типы российских вооружений наиболее конкурентоспособны?
- Основной объем продаж занимает авиация. Примерно 65-70% экспорта российских ВВТ - это авиационная техника, и прежде всего самолеты марки "Су". Недаром авиационные выставки всегда привлекают внимание военных из многих стран мира.
- Как вы относитесь к стремлению предприятий ОПК России самостоятельно выходить на мировой рынок вооружений?
- Мое однозначное мнение: готовую продукцию должен продавать лишь один госпосредник, представитель государства. Именно он обязан продвигать российскую продукцию за рубеж, завоевывать рынки. А предприятиям-производителям надо идти за ним, поставлять запасные части, осуществлять ремонт, послепродажное обслуживание. И таких предприятий должно быть на внешнем рынке как можно больше.
Кроме того, выходя на рынок самостоятельно, предприятия, производящие однотипную продукцию, начинают конкурировать друг с другом, сбивать цены. Ничего, кроме вреда, это не приносит. Мы уже видели, когда у нас были "Промэкспорт", "Российские технологии" и "Росвооружение", - объемы продаж падали. Сейчас же, с образованием единого госпосредника, объемы продаж растут.
- Как часто руководители "Рособоронэкспорта" имеют возможность встречаться с президентом?
- Мы встречались с президентом в феврале этого года. У нас есть договоренность, что по истечении определенного периода времени мы должны доложить ему результаты нашей работы. Видимо, такая встреча состоится в самое ближайшее время.
- Раньше довольно часто звучали упреки, что компания берет непомерно высокие комиссионные - до 10%.
- Мы ничего не скрываем. Наши комиссионные составляют от 1% до максимум 5% от стоимости контракта. Чтобы они были свыше 5% - таких случаев я знаю максимум два-три. Все остальные комиссионные, как правило, в пределах не более 5%. При поставках из наличия Министерства обороны России мы берем 1-2%. Здесь не ставится задача получения большой прибыли, мы просто покрываем свои расходы, связанные с продажей ненужных МО РФ вооружений.
- До создания "Рособоронэкспорта" банки вели серьезную борьбу за право получить статус уполномоченных по обслуживанию оружейных контрактов. Как обстоят дела сейчас?
- Как таковых уполномоченных банков сейчас не существует, вообще такого института нет. Но для нас более выгодно, проще и удобнее работать с определенными банковскими структурами, которые мы знаем. И прежде всего это государственные банки - Внешэкономбанк, Внешторгбанк и Сбербанк. В свою очередь, они имеют право привлекать другие коммерческие банки, на "второй руке", для обслуживания предприятий, обслуживания наших контрактов.
- Как вы видите будущее "Рособоронэкспорта"?
- Компания должна остаться в том виде, в котором она существует на сегодняшний день. Должен сохраниться единственный государственный посредник, который будет заниматься продажей готовых изделий. Поставками же запасных частей, ремонтом пусть занимаются предприятия-производители. Наша основная задача - проникать на рынки, завоевывать их, продвигать российское оружие. Справиться с этой задачей лучше, чем "Рособоронэкспорт", никто не сможет.