Современная Россия характеризуется усилением консервативных тенденций в менталитете общества. Это проявляется в тяге к порядку, укреплению государственности, в росте интереса к национальным истокам и многом другом. Можно говорить о своего рода "неоконсервативной волне", ставшей социокультурной основой для нынешнего политического режима.
В последнее десятилетие российское общество стало напоминать рассыпающийся песок, из которого не удается создать устойчивых социальных конструкций, а сами элементы общества, попадая в зону притяжения иных цивилизационных ядер, неизбежно теряли собственную идентичность. Распад традиционного общества породил специфический феномен "советского традиционализма". С распадом советского фундаменталистского общества произошла и утрата общенациональной субъектности. Догоняющая модернизация в качестве официальной идеологии 90-х гг. сделала ситуацию еще более драматической. Так, в ее ходе "социально поощряемой" моделью поведения (в модернизационных сегментах общества) стала установка на крайнюю индивидуализацию жизненных алгоритмов, на спасение с "тонущего корабля" российской субъектности в одиночку. Однако "неоконсервативная волна" в российском обществе, начавшаяся в 1998-2000 гг., существенно изменила основные парадигмы массового сознания.
Если в начале 90-х гг. практически все "консерваторы" были государственниками, а "демократы" - индивидуалистами-анархистами, то за последнее время появились другие значимые группы, в первую очередь "модернисты" с ярко выраженной тягой к социальному порядку. Эта группа "новых солидаристов" является наиболее перспективной с точки зрения формирования новой субъектности. Данный фактор и определил основное содержание сдвига к консервативным ценностям. Социокультурный раскол общества на консерваторов советского образца и либералов западного образца, характерный для 90-х гг., в значительной степени преодолевается. С одной стороны, наблюдается расщепление ядра советских традиционалистов на несколько различных как по идеологии, так и по стратегии адаптации групп. С другой стороны, в либеральном сегменте общества возникают группы (с соответствующими социальными стратегиями), для которых характерна либерально-консервативная система ценностей.
"Советские традиционалисты" перестали быть единственной точкой "кристаллизации" общества, воспроизводящей его социальную и национальную идентичность, в результате чего этот сектор также стал стремительно распадаться на "просто государственников", готовых сотрудничать с "партией власти", и "новых левых" - слабо адаптированных и пассивных индивидуалистов, больше интересующихся проблемами социальной защиты, нежели укреплением силы и мощи государства. Процесс ценностного размывания "советских традиционалистов" подтверждается демифологизацией советского периода истории, в особенности ее довоенного этапа. Современный период истории ("путинский") в массовом сознании сущностно противостоит предшествующей пятнадцатилетней "смуте" и наиболее позитивно оценивается солидаристскими группами общества.
"Новых солидаристов" от всех остальных групп отличает более сильная идентичность со страной и обществом в целом, тогда как для других групп характерна скорее самоидентификация с семьей, трудовым коллективом, "малой" родиной. Средний возраст этой группы - 40-50 лет.
Исследование показало также, что некоторые "русские" мифы, такие как: "для русского человека важно не материальное преуспеяние, не карьера, а жизнь по правде и справедливости", "русский человек стремится делать добро не только для себя, а для всего человечества", "русские честнее других народов" - являются ценностями скорее традиционалистского сегмента общества и не воспроизводятся в новых группах. Это позволяет сделать вывод о том, что православная ментальность, являвшаяся на протяжении многих столетий как бы визитной карточкой русских, сегодня оказалась запертой в том сегменте ценностного спектра, который характерен именно для традиционализма.
"Модернисты", особенно "новые солидаристы", весьма оптимистичны. 72,2% среди них полагают, что России "еще предстоит период подъема". А вот среди "традиционалистов" подобной оптимистической позиции придерживаются лишь 44,1%. Именно выделенные "солидаристские" группы неоконсерваторов ощущают себя носителями исторической парадигмы, ориентированной на процветание "новой России". Они отличаются также высокой позитивностью оценки моральных и деловых качеств русских. Среди других отличительных особенностей "новых солидаристов" - высокая степень социальной и трудовой активности; предпочтение моделей, связанных с интенсивной социализацией; позитивное отношение к религии, в особенности к православию, при одновременной рационализации отношения к окружающему миру; жесткая система моральных ценностей в отношениях между индивидом и обществом при одновременно либеральном отношении к индивидуальной морали.
Впрочем, все исследованные группы в большей степени исповедуют близкие ценности, у них больше объединяющих факторов, чем разделяющих. Эти процессы привели к количественно не столь ярко выраженным, но достаточно глубинным трансформациям в обществе, во взаимоотношениях между обществом и властью. Они могут быть охарактеризованы как "неоконсервативная волна". По своей социокультурной природе она связана с завершением процессов распада традиционного общества, индивидуализацией общественного бытия и социальных связей, формированием потребности в новом гражданском объединении общества на новых, нетрадиционных основах.