Идеальным тормозом для каждой реформы всегда становится аппарат. Причем каждый раз, когда власть пытается сократить влияние бюрократии, число чиновников только возрастает. Может быть, поэтому всевозможные проекты административной реформы, выдвигавшиеся то замруководителя президентской администрации Дмитрием Медведевым, то московским мэром Юрием Лужковым до сих пор остаются лишь на бумаге. И тем не менее первые шаги к установлению контроля за министерствами и ведомствами уже сделаны, причем самым дешевым и законным способом.
На этой неделе в Минюсте отмечали десять лет основания департамента регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами. Именно через эту незаметную структуру постоянно проходят документы органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций, межведомственные акты и документы с информацией о гостайне. Кроме того, департамент регистрирует постановления ЦБ и ФКЦБ, касающиеся прав граждан, хотя в Думе предлагают проводить через Минюст вообще все акты. Помимо регистрации именно в этой структуре выверяют каждый документ с точки зрения соответствия их федеральному законодательству и Конституции РФ.
По мнению главы департамента Татьяны Хомчик, поток документов, направляемый на регистрацию в Минюст, за последний год "увеличился в четыре раза". Косвенным толчком к этому, без сомнения, послужило одно из первых начинаний президента - кампания по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным и Конституцией РФ. Практически за два года почти во всех субъектах Федерации, за исключением Башкортостана и Татарстана, законодательство было скорректировано. Соответственно, и в территориальных подразделениях министерств и ведомств более не могли не учитывать необходимости тщательно следить за собственным правовым творчеством и приводить подзаконные акты в соответствие с основополагающими. Так, например, значительно увеличилось число даже закрытых документов из ФСБ, которые прежде поступали весьма ограниченно. Более того, по мнению Татьяны Хомчик, "многие ведомства так поднаторели, что начали изощряться", сочиняя инструкции так, что их бывает совсем не просто оспорить.
Правда, бывают и обратные ситуации, когда в Минюсте переписывают присланные документы на две трети. Слабейшим ведомством пока остается Минсельхозпрод, а лидером по бесконечному созданию новых ведомственных инструкций является Таможенный комитет, хотя и Минздрав ненамного отстает от него. Замыкает почетную тройку "бюрократов-творцов" Минобороны, но, скорее, поневоле: слишком долго их акты регистрировались небрежно, на экспертизу представлялись не вовремя, так что министерство регулярно с позором проигрывало гражданам судебные процессы.
Чаще всего среди документов, поступающих для регистрации, встречаются акты, вводящие новые льготы для самого ведомства. Из фискальных же структур регулярно поступают документы, необоснованно вводящие новые налоговые поборы, не предусмотренные законодательством или касающиеся невозврата НДС. В последнее время департамент в основном правит те письма о порядке взимания налогов, которые центральные структуры налоговых органов направляют своим территориальным подразделениям.
Но механизмов для контроля за ведомствами у Минюста все же недостаточно. По словам главы департамента, ожидать предоставления документов иногда приходится год-полтора. Так что административно принудить министерства можно лишь через законопроект о нормативно-правовых актах. Тем более что некоторые ведомства чрезвычайно ловко уклоняются от необходимости представлять свои инструкции. Например, Генпрокуратура в отличие от Службы внешней разведки не спешит показывать документы посторонним, мотивируя тем, что не является органом исполнительной власти.