После очередной годовщины принятия Конституции 1993 года Совету Федерации предстоит голосовать за один из конституционных федеральных законов - "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Этот документ еще летом был одобрен Госдумой, но получил вето верхней палаты, посчитавшей, что его текст выглядит сырым, и предложившей депутатам поработать над ним вместе. Результаты деятельности согласительной комиссии нижняя палата подтвердила 30 ноября, проголосовав за закон большинством в 408 человек.
В этом факте не было бы ничего интересного, если бы не имевшиеся в дополнительных материалах к закону оригинальные поправки Совета Федерации, которые значительно отличаются от получившегося в компромиссном итоге текста. Сенаторы настаивали на том, чтобы какое-то иностранное государство, желающее вступить в состав Российской Федерации, обязательно имело с нашей страной общую границу. В думском же варианте прямо указывалось, что это совсем не обязательно. Левые депутаты, которых в согласительной комиссии было изрядное количество, тем самым не хотели закрыть дорогу в РФ различным странам СНГ. А сенаторы наоборот противились возможному расширению списка привилегированных субъектов.
В итоге получилось, что упоминание об общей границе из закона исчезло вообще и теперь каждая сторона толкует этот факт в свою пользу. Впрочем, геополитические споры были совсем не главными. Наиболее серьезная дискуссия разгорелась вокруг того, какими способами могут образовываться новые субъекты РФ из тех, что уже существуют. В первоначальном думском варианте значилось, что это может происходить только путем слияния двух или более регионов в один. Сенаторы же предложили, чтобы в законе, кроме вышеуказанного способа, значилось разделение территории субъекта на несколько частей, выделение части одного субъекта в новый, слияние нескольких частей разных регионов в один новый субъект РФ. Ничего из этого Совету Федерации, правда, получить не удалось, потому что почти все думцы, кроме члена фракции СПС Бориса Надеждина, голосовали против, да и в верхней палате солидарных с депутатами оказалось больше. В конце концов текст конституционного закона зафиксировал, что регионам можно только объединяться, а не расщепляться и разделяться, поскольку это может спровоцировать нежелательные процессы на местах.
Как удалось выяснить корреспонденту "НГ", разнообразных вариантов преобразования субъектов РФ в верхней палате требовали прежде всего представители "двойных" северокавказских республик и сенаторы от автономных "нефтегазовых" округов. По нашим сведениям, от Кремля они получили если не поддержку, то, во всяком случае, молчаливое согласие на попытку добиться благоприятного для них варианта конституционного закона. Если это действительно так, то на ближайшем заседании Совета Федерации, где сенаторы должны будут подтвердить результаты работы согласительной комиссии, может случиться так, что верхняя палата не проголосует за закон в компромиссной редакции.