Рождение партии власти состоялось. В минувшую субботу в Большом Кремлевском дворце прошел объединительно-учредительный съезд "Всероссийской партии "Единство" и "Отечество", или просто "Единой России". Это был прекрасно отрежиссированный спектакль, от которого и не стоило ждать импровизаций. Ни один оратор не превысил отведенного ему времени, ни одна кандидатура, согласованная заранее, не была отвергнута. В этом смысле весьма показательно абсолютно беспрекословное избрание Сергея Шойгу фактическим лидером партии власти. Хотя о его возможном лидерстве руководство единой структуры молчало до последней секунды, слова Юрия Лужкова "Работу Высшего совета возглавит Сергей Шойгу" привели делегатов в полный восторг.
Надо отдать должное выступлениям "отцов-основателей" партии. Сквозившую в их речах уверенность в абсолютном успехе рожденного детища они все же попытались смягчить словами о том, что расслабляться все же рановато. Так, Сергей Шойгу призвал делегатов забыть о том, "чьи" они были раньше, сплотиться и думать об общей работе. По его словам, созданная партия в корне изменит политический ландшафт в стране, объединит все общество и поэтому "политическая ситуация станет понятной и предсказуемой". Шойгу предостерег зал от критики "слишком жесткого" устава "Единой России", намекнув на бесполезность дальнейшей дискуссии вокруг этого документа. Тенденцию к словесному "самобичеванию" продолжил и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. По его словам, единая партия создается для "долговременной работы в условиях конкуренции с другими партиями", поскольку многопартийность в России "создается реальная". Вероятно, бывший руководитель "Всей России" вспомнил, что результат сложения политических рейтингов бывает порой ниже, чем чисто математическая сумма активов популярности политструктур и кандидатов. После оглашения некоторых положений программы партии он заявил, что цели, обозначенные в этом документе, "должны носить правый уклон". Это из уст руководства "Единой России" прозвучало, кажется, впервые.
Лидер "Отечества" Юрий Лужков продолжил тему партийной программы, заявив, что это "искренний документ", в котором обозначены "все лики России". Программа "Единой России" резко отличается как от уравниловки коммунистов, так и от либеральных рецептов шоковой терапии правых. По его словам, новая партия должна "помочь человеку стать свободным", поскольку она против всяких революций, кроме революции в науке и технике. Выступление главы депутатской группы "Регионы России" Олега Морозова тоже было самокритичным. Он напомнил об опасности "ярлыка партии власти". Что касается речей делегатов съезда, то особой оригинальностью они не отличались. Так, кто-то предложил выработать механизм реализации ежегодного послания главы государства Федеральному собранию, кто-то благодарил "трех богатырей, которые нас сюда привели", за опыт, знания и мудрость, а кто-то журил СМИ за неоправданную "ненависть" к новой структуре.
После перерыва на съезде появился президент Владимир Путин, которого зал встретил стоя, бурными аплодисментами. Выступление главы государства в какой-то степени было неожиданным по своей критичности. Поздравив "Единую Россию" с рождением и сказав, что отныне политический радикализм уходит в прошлое, он заметил, что "объявлять себя партией власти опрометчиво". Для этого, по словам Путина, "большого ума не надо". Сама же власть, отметил президент, просуществует недолго, если не будет опираться на общественные движения, отражающие интересы большинства страны. Он призвал делегатов отстаивать права и интересы граждан, ведь "только в этом случае вы действительно сможете стать партией большинства". Впрочем, отметил президент, "такая высокая планка вам по плечу".
Затем делегаты приняли программу партии, устав, избрали Высший и Генеральный совет. Возглавил Генеральный совет Александр Беспалов, а в его состав вошли люди из руководства "Единства", ОВР и "Регионов России". В состав же Высшего совета вошли "отцы-основатели" партии.
Съезд закончился на сорок минут раньше запланированного. Видимо, сыграла свою роль оперативность электронных чудо-машинок для тайного голосования, в изобилии расставленных в холле БКД. Делегаты расходились домой довольные, обсуждая перспективы только что созданной партии и знакомясь. При этом, правда, ни один из них не внял призыву Сергея Шойгу забыть о том, к какой партии они принадлежали раньше. Партийцы по-прежнему гордо сверкали значками "Отечества", "Единства" и "Всей России" и представлялись друг другу исключительно как члены той или иной структуры.