-Владимир Алексеевич, есть ли уже какие-то планы на то, как после 1 декабря, когда пройдет объединительный съезд "Единства", "Отечества" и "Всей России", будет складываться работа центристских фракций в Государственной Думе?
- Откровенно говоря, детально вопросы работы фракций в новых политических условиях или построения объединенных региональных организаций не прорабатывались. И не из-за какого-то суеверия, а потому, что для подготовки съезда у нас было мало времени. Мы успели только проработать программу, устав, определить направления деятельности членов генерального совета и правила формирования руководящих органов партии.
Когда же мы решали, кто из двенадцати членов генерального совета будет чем заниматься, то я выразил желание заняться думской работой, формированием общего мнения тех трех фракций, которые войдут в единую партию. Я хотел бы заняться и связями этих фракций с региональными законодательными собраниями.
Что касается работы фракций "Единство", ОВР и "Регионов России" после 1 декабря, никаких кардинальных изменений не произойдет. Ведь мы и раньше были единомышленниками. Итог думской работы в том, что конструктивные силы объединились. Координационный совет четырех - это как раз и есть лицо партии, которая будет создана 1 декабря.
- Однако "Народный депутат" занимает особую позицию и участия в создании объединенной партии принимать не станет. Так что отношения с этой группой, видимо, изменятся?
- Конечно, группа "Народный депутат", особенно после создания на ее основе Народной партии России, несколько обособилась от остальных трех депутатских объединений. Но мы сохраняем с ней партнерские отношения. Тем не менее после создания объединенной "Всероссийской партии Единства и Отечества" три партийные теперь уже фракции будут стремиться к созданию более тесной коалиции, что и будет сделано. Так как заниматься этим, видимо, плотно предстоит именно мне, то предвижу: работы в рамках такой центристской структуры станет еще больше, чем теперь. Например, будут трудности с некоторыми депутатами из "Регионов России", ведь не все они войдут в партию, а потому согласовывать и с ними общую позицию по думским проблемам, естественно, будет тяжелее, чем с однопартийцами.
- То есть после создания "Всероссийской партии Единство и Отечество" в Государственной Думе все-таки не будет образована единая фракция, поскольку это, в частности, невыгодно и по тактическим соображениям - теряются голоса в Совете нижней палаты.
- Вы правы. При объединении в одну фракцию влияние центристских сил в Совете палаты может уменьшиться. Но против механического слияния есть и другие соображения. Одно из них заключается в том, что на прошлых выборах граждане голосовали за каждую фракцию отдельно, и соединять их сейчас в одну структуру было бы неправильно, противоречило бы закону о выборах и регламенту Думы. Кроме того, "Единству", ОВР и "Регионам России" нецелесообразно отсекать от себя "Народного депутата". Поэтому нам не хотелось бы разрушать думскую центристскую коалицию. А такое разрушение может произойти, если объединенная фракция вдруг противопоставит себя "Народному депутату".
- Изменится ли после 1 декабря отношение центристов к такой деликатной проблеме, как распределение думских комитетов между фракциями большинства и меньшинства, а также к фигуре председателя Государственной Думы?
- Сегодня в Государственной Думе сложилось состояние определенного равновесия. Она работает более или менее конструктивно несмотря даже на то, что левые фракции, вы сами это видите, ушли в глухую оппозицию, вплоть до отказа голосовать за наиболее важные для страны законы. Тем не менее, эти правила игры нам понятны, и мы можем прогнозировать как свои действия, так и ответную реакцию на них со стороны левых. При этом нам удается вырабатывать свою тактику, скажем, путем переговоров с другими депутатскими объединениями. Поэтому сейчас взять и переделать все "пакетное соглашение", то есть снова начать все делить, мы считаем неправильным. Причем, не с политической точки зрения - здесь как раз такие действия логичны, а с точки зрения целесообразности, понимания того, что Дума обязана принимать законы, а не заниматься спором, кому какие посты должны принадлежать. Мне кажется, что нынешней Думе надо дать возможность спокойно доработать до конца ее срока - особенно теперь, когда оснований для ее досрочного роспуска нет.
Что же касается Геннадия Николаевича Селезнева, то у него громадный опыт работы на сложном посту председателя Государственной Думы. Я даже считал бы, что нам нужно поработать, чтобы его движение "Россия" стало более заметным на политическом поле. Селезнев в принципе может руководить Думой, не становясь сторонником центристских фракций. Я считаю, что за два оставшихся года до выборов новой Государственной Думы надо успеть создать надежную основу для работы нового Федерального Собрания. Верхнюю палату мы уже реформировали, и с 1 января она окончательно обновится. Теперь и нижнюю надо менять в соответствии с базовым для нее законом о политических партиях. Поэтому за оставшееся до выборов время надо сосредоточиться на законах, определяющих правила избирательной системы и всего с этой сферой связанного.
- Вы сами сказали о создании базы для новой Думы, в которой новая центристская партия, как это уже официально объявлено, намерена получить, как минимум, простое большинство, а как максимум - вместе с союзниками - конституционное. Есть ли у руководства какие-то определенные представления о том, как эта новая Дума должна выглядеть?
- Прежде всего, нужно победить на выборах - и только после того можно говорить о каких-то вариантах. Пока же можно сказать лишь о некоторых общих подходах. Например, количество комитетов, на мой взгляд, должно быть сильно сокращено, их должно быть не более 12-14. Возможно, что при этом - как и во многих других парламентах мира - ими должны руководить представители фракций большинства, а оппозиция может создавать теневые структуры. Комиссии должны образовываться только по конкретным вопросам и комитеты не подменять, как это нередко происходит сейчас. Руководящий орган палаты должен быть компактным, председателем Думы, видимо, должен стать представитель большинства депутатов, а вице-спикеров не должно быть так много, как теперь, когда даже имена некоторых из них не известны общественности.
- Вы уже говорили о том, что в последнее время левые фракции ушли в глухую оппозицию. Как вы планируете строить отношения с ними в новой Думе, где они безусловно будут иметь свое представительство?
- Президент считает, что левые обязательно должны быть представлены в Думе. Могу сказать, что среди коммунистов есть много ответственных, порядочных, хороших людей, которые по-настоящему радеют за наше государство. Поэтому нам надо конструктивно работать с левой оппозицией, что мы и делаем. Ей, в свою очередь, надо понять, что ситуация в стране изменилась не в ее пользу. Так что левые должны вести себя более адекватно, а не уходить в глухую оппозицию. Недавнее голосование по судебно-правовой реформе, в котором участвовали и левые, я считаю свидетельством их готовности к диалогу. С нашей же стороны действовать надо так: позицию коммунистов мы будем учитывать тогда и там, где она действительно разумна. Там же, где речь идет о концептуальных вещах, по которым взгляды центристов и левых диаметрально противоположны, то нас большинство, и мы намерены действовать, исходя из собственного понимания той или иной ситуации.