В последнее время президент Владимир Путин проявляет повышенное внимание к армейской проблематике, уделяя данному вопросу гораздо больше времени, нежели прежде. Так, Верховный главнокомандующий Вооруженными силами России провел несколько продолжительных встреч с первыми лицами Министерства обороны, присутствовал на заседании коллегии МО РФ, выступил на совещании руководящего состава российского военного ведомства, а также заслушал практически всех командующих войсками военных округов и флотов. Вчера же состоялась очередная встреча Путина с министром обороны, на которой обсуждались наиболее актуальные проблемы военного строительства и гособоронзаказа.
Логика Кремля, особенно на фоне последовавших после 11 сентября событий, понятна: Вооруженные силы России не соответствуют требованиям современной войны, необходимы перемены. Как подчеркнул президент, выступая перед высшим генералитетом, "стране нужна квалифицированная, хорошо подготовленная армия. Этого требуют и наши национальные интересы, и обстановка, и наконец само время". Между тем темпы преобразований внутри Министерства обороны и механизм практической реализации военной реформы не удовлетворяют Кремль и вызывают серьезную обеспокоенность у Верховного главнокомандующего.
Впрочем, тревожит Путина не только это. Похоже, что пока не оправдались надежды президента, связанные с назначением на пост министра обороны Сергея Иванова. Он, как утверждают источники в МО РФ, все еще продолжает входить в должность и к полноценному исполнению своих обязанностей не приступил. Это означает сохранение внутри МО двух центров власти, одним из которых выступает министр обороны, а другим - начальник Генерального штаба. Первоначальным замыслам Сергея Иванова, рассчитывавшего уже к осени избавиться от Квашнина, так и не суждено было сбыться. Начальник Генштаба не только предложил Путину план действий в ситуации вокруг Афганистана, но и взял на себя ответственность за их проведение в жизнь. На долю же министра обороны остались лишь одни комментарии.
О том, что Сергей Иванов испытывает трудности на новом месте, говорят не только в кулуарах Генштаба. Недостаток специальных знаний у министра - а в военном ведомстве за все отвечает первое лицо, пусть даже в гражданском - оборачивается просчетами в выборе приоритетов реформы, в оценке характера угроз и мер по их нейтрализации и, что особенно опасно, ослаблением контроля за ситуацией в Вооруженных силах.
А она весьма тревожная. Число происшествий и преступлений в армии продолжает оставаться стабильно высоким. Коррупция поразила не только офицерский, но и генеральский состав. В целом крайне отрицательное воздействие оказывает на военнослужащих их тяжелое материальное положение. Офицеры армии и флота сегодня стоят на низшей ступени социальной лестницы, фактически оказавшись одной из самых незащищенных категорий населения в условиях рыночной экономики. Обещанные с 1 января прибавки воспринимаются в войсках как запоздавшие и явно недостаточные. Следствием же является падение рейтинга президента среди военнослужащих, усиление настроений социального реванша в армейских гарнизонах, а также рост популярности КПРФ и леворадикальных организаций.
Во многом благодаря пассивности Главного управления воспитательной работы Минобороны офицерский корпус оказался неготовым воспринять изменение внешнеполитических приоритетов Кремля после событий 11 сентября. Вывод российских баз из Вьетнама и Кубы, сближение Москвы и НАТО, обозначившийся дрейф в сторону уступок Соединенным Штатам в отношении Договора по ПРО - все это интерпретируется в войсках в самом невыгодном для Кремля свете. Итоги визита президента РФ в США и его переговоры с генсеком НАТО восприняты армией весьма настороженно.
Плюс ко всему сегодня выясняется необходимость корректировки Плана строительства Вооруженных сил РФ на период до 2005 года, в ходе работы над которым аппаратом Совета безопасности и Генеральным штабом допущен ряд концептуальных ошибок.
Очевидно, что ни Сергей Иванов, ни Анатолий Квашнин не заинтересованы, чтобы недостатками в их работе занимался глава государства, да и вообще где-либо циркулировала информация об имеющихся проблемах. Не оправдал доверия - можешь запросто распрощаться с перспективой дальнейшей карьеры и отправиться куда-нибудь послом. Как говорится, дружба дружбой, а служба службой. Впрочем, даже в условиях отсутствия объективных оценок со стороны Минобороны (вряд ли можно предположить, что министр или начальник Генштаба захотят сами себя высечь) Кремль имеет канал получения достоверной информации о состоянии дел в российском военном ведомстве. Такую возможность предоставляет Путину Федеральная служба безопасности РФ, в составе которой функционирует Управление военной контрразведки, имеющее собственный оперативный и агентурный аппарат во всех без исключения структурах Вооруженных сил - от отдельного батальона и полка до Генерального штаба включительно. Информация обобщается по видам и родам войск, затем по Министерству обороны в целом. Материалы поступают директору ФСБ, который докладывает их непосредственно президенту. Причем для Федеральной службы безопасности нет запретных тем и фигур в Минобороны. В случае необходимости оперативная разработка может вестись даже в отношении начальника Генерального штаба и министра обороны - при наличии формальных на то оснований. Отметим, что директор ФСБ Николай Патрушев, не так давно получивший воинское звание "генерал армии", является профессионалом в свой сфере и пользуется исключительным доверием Владимира Путина.
Активизацию деятельности Федеральной службы безопасности в вопросе изучения состояния дел в Минобороны, а по имеющимся данным, именно это сегодня и происходит, вряд ли можно назвать случайной. Успех или неудача реформы Вооруженных сил РФ во многом определит настроения военного электората и членов их семей накануне парламентских и президентских выборов. На карту поставлено слишком многое. Отдать же реформу полностью на откуп Минобороны, пусть даже во главе которого и стоит свой человек, - значит пустить вопрос на самотек. Информация, полученная с Лубянки, позволит Кремлю не только четко представлять себе расстановку сил внутри Минобороны и своевременно реагировать на повышение градуса напряженности в войсках, но и более точно определять контрольные ориентиры курса, которым должно следовать военное ведомство.