Вчера началась война. Организация стран - экспортеров нефти незамедлительно отреагировала на пятничную выходку России. Президент ОПЕК Шакиб Хелиль заявил, что входящие в нее страны не будут сокращать добычу нефти в будущем году до тех пор, пока независимые производители нефти не прибегнут к аналогичной мере. Цены на нефть в ближайшее время будут падать. Злые языки в ОПЕК уже уронили прогноз до 9 и даже 5 долларов за баррель. Теперь Россия и страны, входящие в нефтяной картель, померяются, чья экономика окажется устойчивей в условиях негативной мировой конъюнктуры или у кого раньше сдадут нервы. Выигрывают же в ценовой битве, в которую ввязались Россия и ОПЕК, в первую очередь США.
Во многом действия России можно расценить как гуманитарную акцию, приуроченную к американскому Дню благодарения. Из-за национального праздника торги на фондовых биржах Соединенных Штатов не проводились 22 и 23 ноября. Сделки в американской электронной системе возобновились только в 19 часов (по местному времени) минувшего воскресенья. Цена январских фьючерсных контрактов начала снижаться. К утру понедельника (по Москве) цены на нефть понизились до 18,76 долл. за барр. Однако не факт, что это падение вызвано исключительно новостями из России. Экономика США уже вступила в кризис, собственно, снижением экономической активности и объясняется понижение котировок на фондовом рынке. Стране, которая переживает рецессию и при этом еще и воюет, низкие цены на нефть очень выгодны. Россия на этом играет. Руководство нашей страны уже неоднократно заявляло о том, что сейчас выстраивается новая политика во взаимоотношениях с США. У России масса своих проблем, начиная с ситуации в Чечне и заканчивая вступлением в ВТО. И Соединенные Штаты могут оказать большое влияние на их разрешение. При этом российская игра ведется на два фронта. Суть российской политики заключается в том, чтобы наладить отношения с Америкой, но и не потерять ОПЕК.
Напомним, что на недавнем заседании в Вене страны ОПЕК заявили о необходимости сократить поставки нефти на мировой рынок на 2 млн. баррелей в сутки. России, Мексике, Оману и Норвегии было предложено уменьшить экспорт своего сырья в совокупности на 500 тыс. баррелей в сутки. В этом случае ОПЕК готова была пойти на сокращение своей суточной добычи на 1,5 млн. баррелей. На прошлой неделе Россия косвенно дала понять мировому сообществу, что готова пойти к снижению нефтедобычи на 100-150 тыс. баррелей в день. Однако в минувшую пятницу было принято разочаровавшее всех решение об уменьшении российского вклада в мировой рынок всего на 50 тыс. баррелей. Вместе с тем российские консультации с ОПЕК продолжаются. И, судя по всему, наша страна в перспективе пойдет-таки на дальнейшее снижение экспорта. Правда, по мнению аналитиков, оно вряд ли может составить более 100 тыс. барр. в сутки. Ведь, как объясняют российские чиновники представителям стран-экспортеров, у России есть определенные сложности с климатом и добычей, которую в наших условиях нельзя снизить оперативно. Наши официальные лица явно общаются с ОПЕК по принципу "добрый следователь - злой следователь". Недавно вице-премьер Виктор Христенко пообещал, что наша страна рассмотрит возможность стабилизации цен на нефть "в справедливом для России диапазоне", а затем на заседании у премьера Михаила Касьянова было принято решение о снижении российской нефтедобычи всего на 50 тыс. баррелей. В будущем они могут меняться ролями, но не это главное.
После того как ОПЕК заявила, что не будет спешить со снижением добычи, можно теоретически рассуждать, чьи экономика и бюджет быстрее сломаются, не выдержав падения цен на черное золото, - российские или стран - членов картеля. Однако дело опять-таки не в этом. Если скорость и глубина падения цен на нефть совпадет с нынешними мрачными прогнозами ОПЕК, то эта организация может просто развалиться. Сегодня она практически балансирует на грани распада. Ведь любой союз важен только до тех пор, пока позволяет его участникам оказывать существенное влияние на мировые процессы. Если же окажется, что ОПЕК уже не принимают в расчет, то каждая из стран-участниц начнет действовать самостоятельно в отстаивании своих интересов. России же проще договариваться с единой структурой. Поэтому до совсем "несправедливых" цен нефти упасть не дадут.
Сегодня отечественные нефтяные компании пытаются с помощью российского правительства выйти на относительно новый для себя рынок США. Ведь наша нефть дешевле аравийской или иранской, хотя и качество ее несколько хуже. В условиях экономического спада в Соединенных Штатах переход на российскую нефть будет вполне оправдан. Видимо, именно это и имел в виду глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский, который на прошлой неделе заявил, что переговоры о снижении добычи нефти "должны проходить с потребителями, Евросоюзом и США, чтобы выработать приемлемое для всех решение". И именно вчера в Москву прибыл министр энергетики США Спенсер Абрахам. Он планирует обсудить с российским руководством ситуацию на мировых рынках нефти.