Согласно закону о новом порядке формирования Совета Федерации, 2 января 2002 года состав верхней палаты будет полностью обновлен. На смену губернаторам и главам региональных законодательных собраний, из которых ранее состоял СФ, приходят их представители.
На сегодняшний день Совет Федерации обновился уже практически на половину - верхняя палата путем голосования утвердила кандидатуры 91 сенатора. По предварительной информации, ряд губернаторов и законодательных собраний уже определились со своими преемниками и обнародовали их имена. И на следующем заседании СФ пополнится как минимум шестью сенаторами, работающими на постоянной основе.
Кто же представляет регионы в верхней палате сегодня? Выяснилось, что среди представителей губернаторов и местных законодательных органов в Совете Федерации нынешнего состава преобладают представители бизнеса. От общего числа сенаторов, работающих на постоянной основе, выходцы из разнообразных предпринимательских структур составляют большинство - 34%. Второе место занимают "законодатели" - спикеры или депутаты местных парламентов. Их часть составляет 23%. Третье место принадлежит бывшим чиновникам федерального масштаба, число которых уже достигло 19%. На четвертом месте - местные чиновники (к примеру, заместитель главы региона или зампред правительства республики). Они составляют 11% от общего числа сенаторов. За ними идут губернаторы и мэры (6%), выходцы из силовых структур (5%) и партийные функционеры (2%).
Очевидно, что реформа Совета Федерации привела к увеличению присутствия в нем представителей бизнеса, которые на сегодняшний день составляют большинство (по сравнению с остальными условными категориями) в верхней палате. В основном это, конечно же, главы крупнейших региональных компаний. Это, к примеру, такие персоны, как сенатор от администрации Ярославской области Виктор Глухих - председатель совета директоров ОАО "Рыбинские моторы" или член СФ от Думы Курганской области председатель совета директоров "Уралгипротяжмаш" Андрей Вихарев.
Немало бизнесменов-сенаторов до своего "поступления на работу" в верхнюю палату не имели совершенно никакого отношения к региону, чьи интересы они призваны отстаивать в СФ. И порой выбор кандидатуры на эту должность, представленной либо губернатором, либо главой местного парламента, вызывал искреннее удивление у депутатов законодательных собраний субъектов РФ. Как это было, к примеру, при утверждении кандидатуры представителя от Госсовета Чувашии Вячеслава Боровика, президента ООО "Ямалстрой", которого лоббировал глава республики Николай Федоров.
Впрочем, факт преобладания бизнесменов в верхней палате объясняется весьма просто. Как-никак именно крупные региональные компании зачастую обеспечивают до 90% доходной части бюджета субъекта РФ. Поэтому между лоббированием интересов бизнес-структур и интересов собственно региона в данном случае можно поставить знак равенства. Существуют и другие пути в Совет Федерации для предпринимателей. Не секрет, что одно время активно практиковалась буквальная "покупка" кресел сенаторов. По некоторой информации, вилка расценок зависит от субъекта, от которого делегируется представитель, и она весьма существенна - от пятисот тысяч до нескольких миллионов рублей. Другой способ "покупки" - спонсорская помощь на выборах глав субъектов РФ, за что победитель вынужден был расплачиваться местом в верхней палате.
Еще одна заметная тенденция - появление в Совете Федерации московских политиков федерального масштаба. Это и министр без портфеля в прежнем правительстве Рамазан Абдулатипов, и бывший генпрокурор РФ Юрий Скуратов, и бывший госсекретарь РФ Геннадий Бурбулис, и бывший глава Счетной палаты Хачим Кармоков, и бывший вице-премьер правительства РФ Вадим Густов, и другие. Факт появления в СФ в прошлом ярких федеральных политиков объясняется простым желанием "пристроить бывшего" на более или менее достойную должность. Кроме того, для этой категории сенаторов интересы Центра "по инерции" уж куда ближе, чем интересы региона. Соответственно они гораздо более управляемы, чем, к примеру, какой-нибудь бывший вице-спикер областного парламента. Разумеется, добровольно отказаться от возможности лоббировать интересы региона в пользу сомнительного престижа иметь в качестве своего представителя в СФ известную личность губернаторы вряд ли согласились бы. И в качестве одного из аргументов необходимости "посадить" в верхнюю палату персону, предлагаемую Центром, была поддержка того или иного кандидата на пост главы администрации на выборах в субъекте РФ. Именно этим, возможно, объясняется появление в рядах членов СФ одного из главных кремлевских пиарщиков, бывшего главы "Росинформцентра" Михаила Маргелова. Ныне представителя от администрации Псковской области в верхней палате. Ведь в свое время Центр оказал поддержку на выборах нынешнему губернатору этого региона Евгению Михайлову, которому противостояли представители крупного бизнеса (к примеру, один из основателей МДМ-банка Михаил Кузнецов).
Не менее заметными игроками в процессе "комплектации" Совета Федерации стали и полпреды. Это выражалось не только в том, что ряд заместителей полномочных представителей в федеральных округах или их помощники стали (или станут) членами СФ. К примеру, представитель от Республики Коми Юрий Волков, Герман Петров от Республики Мордовия или Леонид Сухотерин от Коми-Пермяцкого АО. Зачастую именно полпреды вели торги с главами регионов в пользу того или иного представителя в Совете Федерации. Взамен гарантируя, к примеру, дополнительные трансферты.
Примечательно появление в рядах членов верхней палаты и выходцев из федеральных силовых структур - на общем фоне пять процентов от числа всех сенаторов, работающих на постоянной основе, выглядят весьма заметно (к примеру, первый заместитель главы Генштаба ВС РФ Валерий Манилов или Владимир Кулаков - глава ГУВР Минобороны). А также бывших губернаторов, глав региональных парламентов и мэров городов (губернатор Краснодарского края Николай Кондратенко, глава Тюменской области Леонид Рокецкий).
Судя по персоналиям, вошедшим в новый Совет Федерации, получается абсолютно новая, неизвестная доселе политическому полю структура. Хотя определенные свойства ее вполне отражают российскую действительность. Верхняя палата становится еще одной бюрократической машиной. По крайней мере в отличие от предыдущего состава нынешний выглядит гораздо более управляемым. Это доказывают и итоги голосования в СФ по ключевым вопросам последних месяцев. Впрочем, появление подобной характеристики было заложено в самой схеме формирования верхней палаты парламента. И хотя новый состав Совета Федерации представляет собой результат торга между Кремлем, крупным региональным бизнесом и региональными лидерами, Кремль от такой верней палаты только выиграет, получив очередную машину для "правильного" голосования.