В среду на встрече с премьером Михаилом Касьяновым Владимир Путин одобрил мероприятия по переходу части Вооруженных сил РФ к комплектованию на контрактной основе. Отметим, заявления о намерениях подобного рода российское руководство делало и раньше. В частности, в мае 1996 г. Борис Ельцин подписал указ о переходе к профессиональной армии. Этот документ предполагал, что к 2000 г. призыва в России не будет. Но уже через несколько месяцев стала ясна явная нереальность заявленных первым президентом сроков. Таким образом, решение о плавном создании в России добровольческой армии не является принципиально новым. На этот раз Министерство обороны планирует представить конкретные планы по переходу Вооруженных сил России на контрактную систему в 2004 г., а сам поэтапный процесс перевода армии и флота на новое комплектование с проведением ряда экспериментов, полагают в Минобороны, займет не менее десяти лет.
Как известно, самая верная идея, до этого прославившаяся добрыми всходами в передовых государствах мирового сообщества, в условиях российской действительности может дать только отрицательный результат. Некоторый опыт, связанный с переходом Вооруженных сил России в 1990-х гг. на контрактную систему (в качестве эксперимента), не оправдал ожиданий, ранее с ней связывавшихся. Боевая готовность, способность решить поставленную задачу, организованность и воинская дисциплина соединений и частей не претерпели за эти годы заметных изменений в лучшую сторону. Безусловно, сказалась обстановка общего кризиса, в котором перманентно находятся Вооруженные силы России начиная с 1992 г., однако было сделано и немало неверных шагов субъективного характера.
К самой большой ошибке прошедшего десятилетия следует отнести попытку поспешного внедрения принципа комплектования Вооруженных сил России на контрактной основе практически во всех видах и родах войск ВС на всей территории страны. Другой не менее значимый по своим последствиям промах заключался в том, что в обстановке хронических ресурсных ограничений фундаментальные условия для перехода на новый принцип комплектования созданы фактически не были. Военнослужащих-контрактников так и не обеспечили даже минимальным набором льгот и социальных гарантий, делающих службу этого рода привлекательной.
Уже этим идея контрактной службы была основательно дискредитирована в самых широких слоях российского общества. Собственно говоря, по-другому быть и не могло, поскольку напрасно ожидать положительный результат, если для этого предварительно не созданы элементарные предпосылки.
Особо следует сказать о комплектовании контрактниками (или "контрабасами", как их называют в войсках) частей и подразделений российской армии в горячих точках. И здесь были допущены более чем существенные ошибки. Самое главное - не выработано никаких критериев предварительного отбора будущих военнослужащих в военкоматах. В войска, ведущие боевые действия, направлялись откровенные "низы" мужской половины российского общества: алкоголики, наркоманы, алиментщики, люди с уголовным прошлым. Одним словом, новыми "военными профессионалами" становились рекрутированные в глубинах российских провинций неудачники всех мастей.
В соединениях и частях Вооруженных сил, пополняемых подобным откровенным сбродом, пышным цветом расцвели пьянство, драки и поножовщина, грабежи и бесчинства по отношению к местному населению. Необычайно была велика и текучесть "кадров". В частности, в 42-й мотострелковой дивизии, расквартированной в Чечне на постоянной основе, она доходила до 30-40%. То есть до трети личного состава самой боевой дивизии Вооруженных сил приходилось отправлять из республики обратно, как не отвечающих самым минимальным критериям прохождения военной службы.
Таким образом, пока полученный опыт перехода на контрактный принцип комплектования не внушает оптимизма. Повторная попытка дать армии и флоту "контрабасов" при тех же подходах (нет никаких признаков, что они серьезно модернизированы в последнее время) приведет к еще худшим результатам. Поэтому, оставаясь на реалистических позициях, следует считать переход на контрактный принцип комплектования в масштабе Вооруженных сил в исторически обозримый срок явно нереальным.
Однако это вовсе не означает, что следует прекратить дальнейшие попытки. Надо сделать их просто реалистичными, тщательно продуманными и не пытаться проводить столь кардинальную и нужную реформу сразу в "мировом масштабе". В конечном счете успех поэтапного внедрения контрактного принципа комплектования в России зависит не столько от мер военно-административного характера, сколько от состояния экономического комплекса страны.