- Виктор Алексеевич, бытует мнение, что начало активной работы комитета по финансовому мониторингу ознаменует наступление государства на частный бизнес. Оправдано ли это опасение?
- Ни в коей мере. Честный бизнес вне сферы нашего контроля. Но те, кто использует бизнес для проведения незаконных операций, должны попасть в поле зрения государственных структур.
- Давайте попробуем понять механизм работы комитета на примере конкретной информации. Например, компания продала активы на сумму в миллион долларов. Эта операция попадает под ваш контроль. Что вы делаете дальше? Берете под контроль компанию, которая купила эти активы? Отслеживаете дальнейший путь этих денег?
- Необходимо знать, кому и за сколько проданы активы компании. Если партнером является офшор, то эта сделка будет в поле зрения нашего комитета.
- 1 февраля вступает в действие Закон "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем". В список подозрительных операций не попали налоговые и таможенные нарушения, часть операций с офшорами, сделки с недвижимостью. А банки уже сейчас советуют своим клиентам дробить операции таким образом, чтобы сумма каждой не превышала 20 тысяч долларов....
- Пусть предлагают. Все это будет отслеживаться. Дробление банковских операций также будет в зоне нашего внимания, как и сомнительные финансовые операции свыше 20 тысяч долларов. Это будет в том случае, если кредитное учреждение, исполняя закон, организует должным образом внутренний контроль.
- Сейчас налоговые органы уже не в состоянии справиться с проходящими через них потоками информации...
- Мы рассчитываем на то, что наша служба будет в достаточной степени автоматизирована. Обработать колоссальный объем платежных документов возможно только при хорошем программном продукте. Машины должны это делать без участия людей, как это происходит в развитых странах, где за день обрабатывается колоссальное количество платежных поручений. Тогда исключается доступ к информации посторонних людей, что немаловажно. В то же время вся информация распределяется на потоки, которые потом доводятся до логического завершения.
- Платежные поручения будут предоставлять вам все банки?
- Все банки обязаны предоставлять нам сведения об операциях свыше 20 тысяч долларов, которые вызывают у них сомнение. Например, если компания занимается компьютерами, а засылает на Кипр деньги в некую туристическую фирму, эту сделку можно считать сомнительной. Или в банке снимается несколько миллионов долларов, например, по паспорту других государств СНГ. Мы должны выяснить, что это за человек, почему он снимает такие суммы, какой у него бизнес, откуда пришли эти деньги. В каждом банке создается свой внутренний контроль, который будет отвечать за непредоставление сведений, - вплоть до отзыва лицензии. Кроме того, будет и контроль со стороны Центробанка, который также должен следить за тем, чтобы мы получали всю необходимую информацию.
- В России крупные компании имеют свои банки. Неужели вы думаете, что они будут "сдавать" своих клиентов?
- Центробанк в трехмесячный срок должен определить механизм предоставления информации. Думаю, ЦБ найдет путь, обеспечивающий обязательное предоставление информации и себе, и нашему комитету, в том числе и этими банками.
- Обладание такой информацией о частном бизнесе - большое искушение для государства использовать ее против политически активных бизнесменов┘
- Еще раз повторю: мы комитет по финансовому мониторингу. Мы отслеживаем сомнительные финансовые операции. Мы анализируем эту информацию и направляем ее в правоохранительные органы. На этом все. Наша миссия закончена. Никакой политикой мы не имеем права заниматься и заниматься не будем. У нас будут четкие должностные инструкции для каждого работника. Мы должны и будем работать только в рамках закона.
- Допускаете ли вы, что комитет могут использовать в конкурентной борьбе, предоставляя ему, например, информацию, дискредитирующую соперников?
- Я не исключаю этого, даже думаю, что так оно и будет. Но наша обязанность - детально разбираться в получаемой информации. Наше дело - это денежные потоки. Проверяться будут как юридические, так и физические лица. В этом наша обычная рутинная работа.
- Через ваш комитет будут проходить многомиллионные сделки, а вашим сотрудникам могут предлагать многотысячные взятки. Как вы собираетесь избежать коррупции в финансовой разведке?
- Будет очень жесткий отбор, прежде чем получить допуск к работе люди будут проверены со всех сторон. Кроме того, за раскрытие информации предусмотрена уголовная ответственность.
- Вы сами опасаетесь попыток подкупа сотрудников комитета?
- Да, я знаю, что будет непросто. Многие коммерческие структуры уже пытаются прозондировать почву, и мы чувствуем, откуда к нам могут прийти люди. Поэтому для себя мы приняли решение, что набирать будем сотрудников из тех структур, которые уже работают в этой сфере: Минфина, МНС и других государственных органов.
- Вы намерены приглашать людей из МВД или ФСБ?
- Это чисто гражданский комитет, и здесь будут работать гражданские люди. Сотрудники МВД и ФСБ могут быть приглашены, но они должны уволиться с прежнего места работы.
- На вас лично пытались выйти крупные компании?
- Нет.
- При огромном количестве сделок будете ли вы обращать внимание на конкретные структуры, которые уже вызывают сомнения у правоохранительных органов?
- Поступающую в наш комитет информацию мы будем проверять через правоохранительные органы.
- Вы говорите, что все будет автоматизировано. А сколько денег выделено на работу финансовой разведки?
- Деньги есть. Мы попросили порядка 66 миллионов рублей, и эта сумма должна быть выделена. Мы также не исключаем, что FATF окажет нам содействие в обучении персонала и поделится своим опытом.
- Если не секрет, какие будут зарплаты у ваших сотрудников?
- Зарплата пока невелика. Сейчас этот вопрос находится в стадии решения, и поэтому я не буду называть цифры.
- Как, когда и при каких обстоятельствах вам было сделано предложение возглавить финансовую разведку?
- Предложение было неожиданным...
- Вам сделал его лично президент?
- У меня была беседа с президентом.
- Вы сразу согласились?
- Как видите.
- А тогда вы понимали всю сложность работы? Ведь не совсем ясен статус комитета, его полномочия┘
- Я знаю эту службу, поскольку несколько лет руководил крупной налоговой инспекцией. Что касается статуса, то во всем мире такие структуры находятся в подчинении Минфина. Здесь я не вижу ничего предосудительного.
- Вас не смущает, что комитет не обладает оперативно-разыскными функциями?
- Нисколько не смущает. В комитете по финансовому мониторингу люди будут профессионально заниматься сбором и анализом информации и передавать уже обработанную информацию правоохранительным органам. Зачем дублировать структуры? Мы будем давать материалы для работы, а правоохранительные органы превосходно с этим справятся. Что будет дальше, мне сложно сказать, все зависит от того, как мы начнем работать. Не исключаю, что появятся дополнительные функции, возможно, контрольные, но силовым ведомством комитет не станет.
- Будет ли вам помогать Счетная палата?
- В законе четко прописано, что все государственные органы обязаны нам предоставлять информацию. Мы готовы ее получать. А передавать свою информацию мы можем только в правоохранительные органы.
- Когда вы надеетесь увидеть первые конкретные результаты своей работы?
- В феврале мы начнем работать и увидим, какова реальная ситуация в кредитных организациях, с ценными бумагами, в ломбардах, в обменных пунктах. При выявлении признаков отмывания денег мы направим сообщения в правоохранительные органы. Кроме того, начнем работать с зарубежными странами и планируем заключить с ними соглашения о сотрудничестве и обмене информацией. Думаю, что работа в этих двух направлениях должна принести первые результаты к лету.
- Вывоз капитала за рубеж за последнее время существенно активизировался. Вы уверены в том, что можете остановить этот процесс?
- Думаю, что сам факт принятия закона уже хороший стимул, чтобы многие либо прекратили, либо резко сократили вывоз капитала. В перспективе, если работа комитета будет эффективной, а я на это надеюсь, отток капитала сократится.
- Кто за рубежом будет помогать комитету?
- Это прежде всего FATF и аналогичные зарубежные организации, с которыми мы будем сотрудничать в плане борьбы с отмыванием грязных денег. Мы встречались с представителями итальянских и американских финансовых структур. Наша позиция нашла полное понимание с их стороны, и они готовы к сотрудничеству.
- FATF будет предпринимать какие-то меры по выводу России из черного списка?
- Меры должна принимать российская сторона. А FATF будет решать, выводить или не выводить Россию из черного списка.