Александр Ослон: "Голос власти почти не слышен"
-Александр Анатольевич, как вы оцениваете эффективность работы нынешнего оргкомитета по подготовке "Гражданского форума", куда входят представители как государственных структур, так и традиционной оппозиции?
- Лед недоверия у правозащитников был, есть и будет всегда. По простой причине - это люди эмоциональные. Но сегодня планка недоверия снижена настолько, что уже можно вместе работать. Изначально идея как раз и состояла в том, чтобы запустить процесс нормального взаимодействия государства и общественных структур. Два месяца люди присматривались друг к другу, а сейчас уже идет конструктивная работа. Кстати, на заседаниях оргкомитета людей из администрации президента вообще не слышно. Слышны голоса - перечисляю по громкости - Нины Беляевой из фонда "Интерлегал", Андрея Бабушкина из комитета "За гражданские права", депутата Госдумы Вячеслава Игрунова, Александра Аузана из Конфедерации обществ по защите прав потребителей, Арсения Рагинского из "Мемориала", Глеба Павловского из Фонда эффективной политики. Администрация часто спрашивает: чем мы можем помочь? И вот недавно помогла в публикации обращения, разместив его на бесплатной основе в ряде СМИ. И правозащитники при этом абсолютно нормально восприняли идею использования административного ресурса.
- Удастся ли организовать взаимодействие общественных организаций и власти на базе реальных переговорных площадок?
- Насколько я знаю, готовится распоряжение Владимира Путина, согласно которому в дни форума весь кабинет министров, все крупные чиновники министерств и ведомств поступают в распоряжение участников мероприятия. Конечно, это несколько отдает маниловщиной, поскольку очень трудно представить себе Михаила Касьянова, два дня подряд переезжающего с одного круглого стола на другой. На самом деле "Гражданский форум" - это тяжелое испытание и для власти, ведь многим чиновникам впервые в жизни придется встретиться с такой непростой аудиторией. Так что, думаю, со стороны власти тоже будет некоторое противодействие, но она сама задала вектор развития, а как он будет реализован - покажет время.
- В чем смысл предложения о создании некоего органа общественной экспертизы?
- Все понимают, что после форума должно быть еще что-то. Нельзя действовать по схеме: собрались, поговорили, разъехались и забыли. Проект этого "чего-то", наверное, будет напоминать Госсовет - некий общественный совет при президенте. Главная функция - экспертиза и участие в выработке альтернативных точек зрения и формирование разумной политики государства. Разумеется, орган общественной экспертизы должен быть достаточно сильным и эффективным, чтобы с ним считалась власть.
- Однако предложение о создании подобного органа при президенте встречает явное недоверие со стороны многих представителей гражданского общества.
- Но двери-то в любом случае остаются открытыми для всех. Кто хочет подождать, пусть подождет. По моим ощущениям, власть не хочет рулить гражданским обществом, она предлагает ему жить и самоорганизовываться так, как ему хочется.
Арсений Рогинский: "Правозащитники будут добиваться от Кремля выполнения своих условий"
-Арсений Борисович, а в чем причина противоречий между различными фракциями оргкомитета "Гражданского форума"?
- Противоречия, идеологические споры, дискуссии - вещи постоянные. Безумно трудно договориться о понятиях, ведь часто под одним и тем же словом мы понимаем совершенно разное, а для нахождения общего языка у нас слишком мало времени. И хотя прямых столкновений еще не было, сохраняется ощущение непростых отношений. Есть и целое море неприятных мелочей и недоговоренностей, на которые вроде бы и не стоит обращать внимания. Ну, например, что будет, если в церемонию открытия форума кому-то придет в голову включить исполнение "старого-нового" российского гимна. Для ряда организаций это может оказаться серьезной проблемой. Вставать - противно, не вставать - глупо. У нас в "Мемориале" было принято коллегиальное решение - не вставать. Но я надеюсь, что до этого не дойдет: исполнение гимна - это атрибут государственных собраний, а не общественных мероприятий, и всем ясно, что попытка включить нечто подобное в антураж форума заведомо была бы направлена на скандал. Таких мелочей - сотни, и каждая из них заставляет задуматься.
- Что будет после "Гражданского форума"? "Мемориал" выступает против образования любых координирующих органов, но между тем в среде участников форума идет обсуждение перспектив формирования неких органов общественной экспертизы.
- На мой взгляд, было бы глупо считать "Гражданский форум" чем-то судьбоносным. Это всего лишь эпизод в развитии гражданского общества в России. Но он может стать как важным и нужным, так и вредным или вовсе никаким. Гарантий на этот счет нет. Однако если в результате будут созданы какие-то механизмы постоянного диалога между общественными организациями и соответствующими госструктурами, то задача форума будет выполнена полностью. Конечно, на максимальный эффект от проведения конференции рассчитывать трудно. Но ведь важен и сам факт начала дискуссии о месте гражданских организаций в жизни страны, об их отношениях с властью.
Что касается органа общественной экспертизы, то если власти такой орган нужен, почему бы его не создать? Кстати, такой совет может оказаться довольно полезной структурой. Единственное, чего ни в коем случае нельзя делать, - это выбирать его на каких-то форумах или конференциях: этот путь легко может стать началом опасной политической игры, вредной для независимого развития гражданского общества и по большому счету ненужной самой власти. Если на "Гражданском форуме" кто-то все-таки будет настаивать на выборах, мы будем категорически против.
- Многие говорят, что вас и ваших единомышленников непременно обманут. Вы этого не боитесь?
- Для того, чтобы обмануть, нужно сначала обольстить. Нас еще ничем не обольщали. Ну, не удастся нам настоять на своем - и что? Провалится идея реальных механизмов взаимоотношений власти и общества, только и всего. Независимые общественные организации останутся, как говорится, "при своем интересе", а власть - на прежней дистанции от независимой гражданской инициативы.