В первый день официальных переговоров Москва и Вашингтон встали на принципиально новый путь в выработке соглашений по сокращению стратегических вооружений. Отличие состоит в том, что если раньше подобного рода соглашения годами обсуждались специалистами во множестве совместных комиссий, скрупулезно прописывались и лишь потом многостраничные фолианты представлялись на подпись главам государств, а затем ратифицировались высшими законодательными органами стран, то теперь все будет выглядеть совершенно по-иному.
Как продемонстрировали российский и американский президенты в Вашингтоне, теперь им достаточно пожать друг другу руки и односторонние обязательства по сокращению стратегический наступательных вооружений приобретут соответствующую силу. Джордж Буш считает, что тем самым процесс регулирования стратегической стабильности станет намного динамичнее. Путин вынужден согласиться с подобным подходом, поскольку экономические возможности России не позволят к 2010 г. иметь более, чем 1500 ядерных боезарядов.
Первый шаг сделан и единственное, что могут оспаривать теперь аналитики, - кто первый выступил с подобной инициативой, Москва или Вашингтон. Нельзя не заметить, что США сделали жест доброй воли в отношении России. Американской экономике не составило бы особого труда поддерживать нынешний ядерный потенциал на уровне 6-7 тыс. боеголовок, что для нашей страны экономически невозможно. В конце концов Вашингтон, проведя ревизию своего стратегического потенциала, пришел к выводу, что ему будет достаточно всего 2 тыс. боеголовок. Именно этот уровень взаимных сокращений на десятилетие и одобрен на нынешнем саммите.
На ближайшие 20-30 лет стратегические ядерные силы России останутся основным средством обеспечения государственной безопасности. Сегодня они оснащены примерно 1250 единицами наземного, морского и воздушного носителей. Распределяются они следующим образом: ракетные войска стратегического назначения - 756 межконтинентальных баллистических ракет, оснащенных 3,5 тыс. боевых блоков, на Военно-морском флоте на 26 ракетоносцах размещено 416 баллистических ракет, для которых имеется 1800 боевых частей, ВВС - 500 ядерных крылатых ракет и авиабомб, которые способны поднять около 7 десятков тяжелых бомбардировщиков. Теперь в соответствии с вашингтонскими инициативами Путина их предстоит сократить в одностороннем порядке на две трети.
Однако остается ряд вопросов, которые все же придется решать экспертам, на участии которых настаивает президент России. На первый план выдвигается проблема гарантий. Ранее их механизм был заложен в самих текстах соглашений, накладывающих взаимные обязательства на обе стороны, теперь же все должно держаться на честном слове президентов. Но, не ровен час, даже над дружескими отношениями могут появиться политические тучи. Как быть в таком случае, пока неясно.
Еще один аспект проблемы. Президенты заявляют о приверженности к договору по ПРО 1972 г., на котором основывается около трех десятков соглашений по стратегическим вооружениям. Вместе с тем, сделав первый шаг в новом направлении, они показали, что отказываются от методики разработки договоров, которая утвердилась на протяжении последних десятилетий. А это значит, что и существо этих соглашений уходит на второй план перед новой стратегической инициативой Москвы и Вашингтона. Нетрудно предположить, что и судьба непосредственно Договора по ПРО 1972 г. претерпит серьезные изменения, ведь теперь и Россия, и США начнут мыслить новыми разоруженческими категориями. Следовательно, Пентагон получит возможность для испытания НПРО, а Россия скорее всего будет делать вид, что ничего существенного не происходит. Такое развитие событий хотел бы видеть Джордж Буш, но Владимир Путин, похоже, сомневается в правильности новых правил игры.
***
"Мы пишем историю", - так охарактеризовал первый вашингтонский этап своих переговоров с Владимиром Путиным Джордж Буш. Историю писали, стараясь не отвлекаться на мелочи, максимально обходя острые углы, но тем не менее не упуская главного. Пока на первом месте у двух президентов стоит борьба с терроризмом. Это объединяющее начало, о котором и Путин, и Буш высказались как о переломном моменте во взаимоотношениях России и Америки. "Террористы должны знать - справедливое возмездие существует", - заявил Путин на пресс-конференции в Вашингтоне. Полное единение в этом вопросе было зафиксировано в совместных заявлениях о сотрудничестве в борьбе с биотерроризмом и противодействии незаконному обороту наркотиков.
В качестве доказательства, что борьба с терроризмом не есть то единственное, что способно объединить Россию и Америку, явилась не только уже ставшая привычной демонстрация взаимной приязни и повышенного доверия друг к другу, но и закрепленная в совместном заявлении о новых отношениях фраза: "Ни одна из сторон не рассматривает другую в качестве противника". Была продемонстрирована попытка идти на компромисс там, где это возможно. Хотела Россия отмены поправки Джексона-Вэника - Буш признал необходимость этой отмены. И в конгрессе США, который вчера также посетил Путин, дали понять, что наказывать Советский Союз (поправка сохраняет подобные географические названия) за притеснения евреев Америка больше не будет. Хотела Россия стать полноправным членом Новой Европы и участвовать в формировании ее безопасности - Буш пообещал "поработать с НАТО" для создания механизмов взаимодействия. Предлагала Россия в свое время сократить количество боеголовок до 1500 - Буш заявил о готовности Америки уменьшить их число до уровня 1700-2200 единиц. Не хотела Россия видеть в правительстве послевоенного Афганистана талибов - в совместном заявлении зафиксировано отсутствие мест для этого движения в будущих органах власти.
Впрочем, "трактовкой" российско-американских отношений еще предстоит заняться командам двух президентов. И если с Джексоном-Вэником все более-менее понятно (поправка де-факто не действует, и к планируемому визиту Буша в Москву и Санкт-Петербург она, возможно, будет отменена), то с остальными вопросами все может оказаться не так гладко. Каковы будут новые механизмы во взаимодействии с НАТО: как предлагал Путин во время своего визита в Брюссель или что-то другое? И означает ли это, что в ближайшее время ряды Североатлантического блока не пополнятся новыми членами? Выяснением этих вопросов будут заниматься соответствующие ведомства двух стран.
Конечно, не царское это дело - влезать в детали, но и на более узкопрофессиональном уровне пока еще нет четкого представления, что можно получить "на выходе". Каков будет механизм контроля за сокращением численности боеголовок, как будет проходить сам процесс - боеголовки просто демонтируют или же демонтируют с последующим уничтожением, - все это предмет предстоящего диалога. К тому же для России было бы предпочтительнее оформить договоренности специальным документом. Буш же настаивает на том, что России и Америке необязательно заключать какие-либо юридические соглашения на этот счет. "Люди часами сидели и работали над сокращением боеголовок, а я посмотрел ему (Путину. - "НГ") в глаза, пожал руку, и все стало ясно", - сказал американский президент. Но, следуя логике избыточного доверия, когда в политике лучшей гарантией становится проницательный прищур, США вполне могли бы рекрутировать и НАТО. Ведь там состоят еще более проверенные, чем Россия, друзья.
С Афганистаном ситуация совсем сложная. Внезапное взятие Кабула войсками Северного альянса Буш практически открытым текстом назвал "перевыполнением плана". "Они (Северный альянс. - "НГ") нам сказали, что не собираются оккупировать Кабул, мы сказали - правильно". Легкую растерянность президента США дезавуировал Путин: "Не было штурма Кабула, он оказался брошенным, и надо было брать ситуацию под контроль". Впрочем, вопрос о правительстве этой страны еще не горит, да и до уничтожения баз террористов еще далеко. Так что пока формирование будущих органов власти президенты отдают на откуп афганскому народу и ООН, что и было закреплено в специальном заявлении по Афганистану.
Единственным вопросом, по которому и Путин, и Буш признали наличие разногласий, явилась ПРО. Россия заявляет о неизменности своей позиции - договор от 1972 года не устарел. США же записывают договор в одну строчку с поправкой Джексона-Вэника, считая ее наследием холодной войны. Впрочем, на техасское ранчо Буша президенты едут не только прогуляться, но и продолжить разговор о ПРО. "Все равно рано или поздно американцы из договора выйдут", - говорят источники "НГ". Но все утверждают, что это вряд ли произойдет во время пребывания в США российского президента. Однако такая задача и не ставилась. Источники в российской делегации накануне поездки говорили, что главным моментом визита Путина должно стать укрепление доверия. Так что этот пункт программы будет выполнен.
Вашингтон