Вчера в подмосковном санатории "Отрадное" прошло заседание Совета судей, посвященное одному из самых конфликтных этапов реформы - законопроектам "О статусе судей", "О судебной системе" и "О Конституционном суде". Они будут рассматриваться во втором чтении в Госдуме 21 ноября. Сам по себе Совет судей не имеет официального статуса органа власти, являясь всего лишь органом профессионального самоуправления. Но именно эта структура и ее председатель Юрий Сидоренко стала главным оппонентом кремлевской администрации при подготовке пакета президентских законопроектов.
Заседание должно было стать символом "великого перемирия" между кремлевским куратором судебной реформы Дмитрием Козаком и судейским сообществом. Ведь их противостояние уже дошло до личных оскорблений: пока замглавы президентской администрации Дмитрий Козак обвинял судей в противодействии реформам, Сидоренко назвал Козака лжецом. А вчера судья Конституционного суда Владимир Ярославцев, критикуя разработчиков, под одобрительный шумок зала заявил: "Мне трудно назвать Козака профессионалом в области правосудия, он ведь только немного поработал в общем надзоре питерской прокуратуры, но многие, попадая в администрацию президента, начинают считать себя знатоками".
Самого Козака на заседании не было. По одной версии, его решили не приглашать судьи. По другой - он демонстративно проигнорировал приглашение, так что председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву пришлось выступить в роли умиротворителя. Лебедев неоднократно повторил своим коллегам, чтобы они не сомневались в президенте, поскольку Владимир Путин "очень заинтересован в объективном суде".
Оптимизм главы Верховного суда можно понять: ведь почти по всем спорным пунктам судьи добились если и не признания своей позиции, то хотя бы компромисса. И даже когда законы дошли до Думы, кремлевская администрация не смогла взять ситуацию под контроль. Выдвинув вполне объективные причины (невозможность вовремя рассмотреть 560 поправок), профильный комитет по госстроительству под председательством Анатолия Лукьянова перенес рассмотрение судейских законов на конец ноября. Причем заседания комитета были столь ожесточенными, что депутаты требовали удалить прессу. Так что, хотя Козак неоднократно демонстрировал полное удовлетворение своими визитами в парламент, для ускорения процесса все же пришлось лично вмешаться президенту. На заседании в Кремле 5 ноября Путин пошел навстречу третьей власти в одном из ключевых пунктов конфликта и увеличил гарантии неприкосновенности судей при привлечении их к уголовной ответственности. И если вся деятельность рабочей группы была посвящена максимальному уравниванию судьи в правах с рядовым гражданином, то теперь возбуждать уголовное дело, арестовывать и обыскивать судью можно лишь с согласия квалификационной коллегии.
Косвенным подтверждением непрочности позиций Козака в Госдуме служит и намерение разработчиков понизить статус законов "О судебной системе" и "О статусе судей" с конституционного до федерального. Набрать 300 голосов без дополнительных компромиссов с судьями президентская администрация, видимо, не сможет. Но вице-спикер Геннадий Семигин, выступая вчера на Совете, заверил судей, что депутаты левых фракций не считают необходимым понижать статус законов и, со своей стороны, готовы "скорректировать голосование" с учетом позиции судейских.
Вообще левая оппозиция весьма успешно воспользовалась глобальным противостоянием судей с кремлевской администрацией. Как, впрочем, и силовики: еще год назад Дмитрий Козак активно требовал реформы Генпрокуратуры и МВД, однако в рассматриваемых законах эти инициативы фактически не нашли отражения. Более того, постепенное реформирование МВД было поручено Борису Грызлову.
Таким образом, судебно-правовая реформа наглядно демонстрирует хрупкость принципа разделения трех ветвей власти, ставя тем самым под сомнение прочность всего государственного аппарата. Сам Владимир Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что реформа должна будет в первую очередь реализовать конституционные гарантии граждан. И в этом смысле он поступает гораздо честнее, чем творцы предыдущих Конституций, которые лишь декларировали, но не выполняли данные властью обещания. Однако выясняется, что самое лучшее начинание обречено на провал, если разработчики реформ не владеют в достаточной мере искусством аппаратных и ведомственных интриг.
Дмитрию Козаку был дан полный карт-бланш президента на проведение широкомасштабной судебной реформы. Судя по действиям кремлевского куратора, его намерения были весьма серьезными и конструктивными, но в самый ответственный момент реформа вдруг начала "пробуксовывать". Противостояние судейских оборачивается сегодня не только затянувшимся юридическим торгом, но и шумным политическим скандалом, в который втянуты Кремль, Счетная палата и Генеральная прокуратура. Но очень похоже, что за этим стоит выяснение отношений между "семьей" и "фаворитами".