Недавно Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенный в парламент президентом России.
Федеральный закон 1994 года в полном объеме отвечал новой Конституции РФ и в отличие от всех ранее известных российских избирательных законов не регулировал исчерпывающим образом процедуру выборов в определенный орган государственной власти или местного самоуправления. В то же время он содержал правовой механизм защиты избирательных прав граждан на выборах всех уровней. Действующий закон по сравнению со своим предшественником не только в значительной мере утратил признаки рамочного регулирования, но и далеко вышел за пределы собственно сферы избирательных правоотношений.
Инициатором выхода за конституционные рамки правового регулирования выборов стали левые фракции Государственной Думы, которые в 1997 году добились включения в закон об основных гарантиях норм, прямо регулирующих избирательный процесс по выборам депутатов нижней палаты парламента по пропорциональной системе. Такое перекраивание закона под нужды тогдашнего левого большинства не только дало коммунистам преимущество на парламентских выборах 1999 года, но и изменило соотношение сил на региональных выборах, последствия чего мы ощущаем по сей день. В результате при регламентации тех или иных аспектов избирательного процесса законодатели субъектов Федерации, где выборы проходят по мажоритарной системе, оказались ограничены в выборе собственного правового инструментария и вынуждены лишь воспроизводить нормы закона. Страдают же от этого в первую очередь избиратели.
Новая редакция закона еще более обостряет проблему совместного регулирования выборов федерального и регионального уровней и, что принципиально важно, президент теряет возможность модификации действующей избирательной системы по выборам депутатов Госдумы. Последствия такого выстраивания "партийной вертикали" могут быть весьма серьезны, вплоть до изменения формы правления с президентской на парламентскую. Ряд концептуальных норм законопроекта о гарантиях ограничивает творческое развитие законодательства о выборах и референдумах в субъектах РФ и особенно на местном уровне. Они касаются порядка формирования избирательных комиссий (выстраивается вертикаль с субординационной подчиненностью ЦИК России, что свидетельствует о стремлении федеральной власти к ослаблению независимости избирательных комиссий в регионах и перераспределению компетенции по их формированию в сторону вышестоящих избирательных комиссий), выдвижения кандидатов, порядка сбора подписей избирателей, создания избирательных фондов.
На наш взгляд, введение в состав избирательной комиссии субъекта РФ "представителей ЦИК России", фактическое назначение ею председателя этой комиссии нарушает статус комиссии как общественно-государственного органа субъекта Федерации, реализующего собственную компетенцию. Налицо опасность того, что сформированные таким образом избирательные комиссии могут стать дополнительным орудием в использовании административного ресурса при проведении выборов всех уровней. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что проект создает откровенно неравные условия для участников одной и той же избирательной кампании. Речь идет о некой привилегированной группе кандидатов, регистрация которых может осуществляться без сбора подписей и внесения избирательного залога. Это кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками при условии, что по результатам предыдущих выборов они были избраны депутатами, должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, а списки кандидатов - допущены к распределению депутатских мандатов. Фактически эта норма освобождает всех нынешних партийных депутатов Госдумы от сбора подписей или внесения залога. Заметим, что эту же льготу будут иметь многие кандидаты, баллотировавшиеся на прошлых президентских выборах. Это не только ведет к усилению позиций действующих вождистских партий, создает дополнительные препятствия для появления новых политических сил, но и остро ставит вопрос о конституционности предлагаемых льгот.
Базовый федеральный закон, по сути, перестает быть законом об основных гарантиях избирательных прав граждан. Предметом его регулирования становится весь механизм подготовки и проведения выборов и референдумов. То есть практически мы возвращаемся к унитаристской концепции Закона РСФСР "О выборах в местные советы народных депутатов РСФСР", существовавшего до принятия Конституции РФ 1993 года.