-Владимир Аполлонович, в январе сенаторский корпус полностью поменяется. Как изменится роль аппарата Совета Федерации в новых условиях?
-Совет Федерации будет работать по-новому - это факт. Но цели, которые стоят перед ним, не изменились, они прописаны в Конституции. Могу предположить только одно - как и в предыдущем, так и в новом составе сената основная работа будет сосредоточена в комитетах. И в новых условиях роль комитетов, безусловно, повысится. Она станет такой же, как в Государственной Думе. Как будет в целом заседать палата - ежедневно, еженедельно или раз в две недели, - решать самим сенаторам. Функционирующая сегодня схема работы с Госдумой позволяет проводить заседания СФ раз в месяц.
- С какими трудностями придется столкнуться аппарату?
-Необходимо прежде всего обеспечить работу комитетов, тем более что они будут работать на постоянной основе. Думаю, что мы к этому готовы. Сотрудники аппарата - очень опытные люди. Но я предвижу и определенные трудности. Нужна дополнительная оргтехника, средства связи, помещения, транспорт. Эти вопросы надо решать с правительством, управлением делами президента, ведь деньги бюджетные. Относительно кабинетов, они какие есть, такие и будут. У нас ведь только два дома на Большой Дмитровке. Во втором, кстати, располагается Российская академия архитектуры, что не очень правильно. С учетом того, что помещений действительно не хватает, большая часть аппарата располагается в здании на Новом Арбате, где Совет Федерации арендует лишь треть площади. Остальное принадлежит управлению делами президента. К тому же это здание находится в крайне плохом техническом состоянии. Поэтому аппарат и предлагает членам СФ - определить, что им нужно. Распоряжением председателя Совета Федерации создана специальная рабочая группа из сенаторов, которая должна подготовить все предложения по финансированию. Но в верхней палате разные люди. Некоторые из них трактуют работу этой рабочей группы как ревизию. Я считаю, что это скорее оценка того, как было и как надо. Правительство и Дума осознают, что дополнительные средства на Совет Федерации выделять необходимо. Идет естественный процесс, связанный с реализацией закона о новом порядке формирования сената.
-Но ведь группа "Федерация" объявила о подготовке поправок в регламент, которые существенно снижают влияние аппарата на работу сенаторов.
- Я считаю, если аппарат настолько всесилен, что он диктует свои условия членам Совета Федерации и они голосуют так, как хочет аппарат, то это уже непорядок в стране. Думаю, что этого не было, нет и невозможно в перспективе.
- Однако сенатор Александр Назаров заявил, что аппаратом комитета по аграрной политике перед его заседанием было подготовлено только два проекта решения по Земельному кодексу - отклонить и создать согласительную комиссию. Проекта положительного решения не было.
- Аппарат вместе с председателем комитета и его заместителями готовит лишь предложения. Вряд ли члены СФ, работающие в комитете, молча все "проглотили" и руководствовались только решением аппарата. Кроме того, и правовое управление готовило свое заключение по Земельному кодексу, как и предусматривает регламент. В нем сообщалось, что документ содержит значительное количество тех или иных нестыковок и несоответствий важнейшим правовым актам. Например, Земельный кодекс провозглашает свое главенство по отношению к Гражданскому кодексу. Это нонсенс. Но и правовое управление не имеет никакого права высказать точку зрения, что такой-то документ надо принимать, а такой-то не надо. Окончательное решение принимают только члены Совета Федерации. Если же люди, которые работают в аппарате, делают все наперекор, они должны уйти на другую работу.
- Говорят, что у аппарата не очень гладко складываются отношения с новыми членами Совета Федерации...
- Отношения - это понятие скорее личностное. У кого-то они складываются, у кого-то нет. Если человек профессионал, он не должен руководствоваться эмоциями. Так что реформа СФ в некотором роде станет экзаменом и для аппарата.
- Как вы относитесь к намерениям новых сенаторов создать квалификационную комиссию для работников аппарата?
- Это право членов Совета Федерации. Я как руководитель аппарата ответственно заявляю, что буду защищать права работников, которые предусмотрены КЗоТом. Кроме того, в соответствии с законом о госслужбе раз в два года мы проводим аттестационные комиссии, которые всесторонне оценивают работу сотрудников. Естественно, когда меняется структура сената, может измениться и структура его аппарата. Но нужна и преемственность. Она заключается том, что сохраняются лучшие традиции и знания.