Основным событием последних месяцев в мире можно было бы считать взрывы в Нью-Йорке и Вашингтоне. Но одновременно в США произошло еще кое-что - не столь трагичное, но весьма неожиданное и странное.
Власти США отказались от проведения либеральной экономической политики и перешли к политике, основанной на существенной государственной поддержке экономики, в первую очередь промышленности. Те сто миллиардов долларов, которые президент Буш готов на это направить, - не просто деньги, а отказ от политики, которую американские власти железной рукой проводили во всем мире. Напомним, что сотни миллионов, даже миллиарды долларов, потерянные гражданами России в августе 1998 года, - тоже следствие этой политики: именно непреодолимое желание тогдашних руководителей страны следовать заокеанским рекомендациям стало причиной кризиса.
Что же побудило США отказаться от своей излюбленной политики и что ждет российскую экономику в этой ситуации? Ответ прост - в США начался серьезный экономический кризис. Причем не временный, циклический, а структурный. Классическим примером такого кризиса можно считать ситуацию конца 80-х годов прошлого века в СССР. Тогда кризис был вызван несоответствием структуры экономики (значительную часть которой составляли так называемые оборонные отрасли) структуре конечного потребления. Как ни странно, ситуация в США удивительно напоминает ту советскую действительность. На протяжении более десяти лет практически все ресурсы Америки вкладывались в развитие новых информационных секторов экономики. Это привело к тому, что их доля в валовом внутреннем продукте страны стала составлять от 25 до 35%. Конечное же потребление этой продукции - потребление граждан - заметно отстает.
Кризис мировой экономики, который уже для многих стал очевидной реальностью, неминуемо вызовет серьезное изменение ситуации в мире. Резко упадет общий уровень производства и потребления, как следствие - станет значительно менее рентабельным сырьевой экспорт. Уже весной в США не осталось крупных рынков с положительной инвестиционной доходностью (то есть способных аккумулировать сотни миллиардов долларов). И привлекательность США для инвесторов всего мира резко уменьшилась - настолько, что все стали искать альтернативы. Основным таким рынком, как ни странно, стала Россия. Не секрет, что в нашей стране в последние два года идет колоссальный экономический подъем, который был вызван кризисом 1998 года.
В нынешней ситуации, которая однозначно приведет к уменьшению доходов от экспорта сырья, в нашей экономике на первое место выходят инфраструктурные отрасли. Для России это практически не тронутая инвесторами территория: дороги, связь, энергетика, коммунальный сектор. Но готовы ли мы принимать инвестиции в этот сектор?
Анализ показывает, что из всех инфраструктурных отраслей наибольшую активность в части создания условий для привлечения инвестиций проявляет Министерство путей сообщения. Действительно, все крупные проекты, которые были на слуху в последние месяцы, связаны именно с этой отраслью. Можно сколько угодно смеяться над проектом моста через Татарский пролив на Сахалин, а затем и с Сахалина в Японию, но для России это миллиарды долларов инвестиций. Культуры платных автомобильных дорог в нашей стране не существует, да и вряд ли она появится, а вот плата за железнодорожные перевозки взимается аккуратно. И нет никаких сомнений в том, что сухопутный транспортный коридор из Европы в Японию через Сахалин будет использоваться.
Еще один крупный проект МПС - развитие зоны БАМа. Сегодня месторождения этих мест в условиях общего мирового падения экономики практически никому не нужны. Но если в период мировой депрессии будет создана соответствующая транспортная инфраструктура, то скорость развития этого региона резко вырастет при первых признаках экономического роста, отток людей из этих регионов прекратится. Не менее, а может быть, и более важной представляется развитие инфраструктуры информационной. Дочерняя структура МПС "Транстелеком" прокладывает вдоль всех железных дорог оптоволоконные кабели, создавая основу для того роста, который ожидается в России через пять, десять и двадцать лет.
Однако дело даже не в том, какие средства вкладываются сейчас. Инвесторы - существа очень боязливые. И те средства, которые вкладываются сейчас МПС в свое развитие, те финансовые механизмы, которые уже созданы и работают, дают инвесторам понять, что почва для них уже подготовлена.
В этой связи отдельно следует остановиться на программе реформирования МПС. Качество этого документа, принятого всеми заинтересованными сторонами, необычайно высоко по нынешним российским меркам. Для сравнения можно привести программу реформирования энергетики, жестко продавленную отдельными руководителями отрасли и правительственными чиновниками. Ее по-прежнему не воспринимает большая часть российского экономического сообщества, она не дает ответов на большинство вопросов как экспертов, так и инвесторов, наконец, ее содержание не затрагивает колоссального количества проблем этой отрасли. Реформа МПС не только понятна и прозрачна для потенциальных инвесторов, но и дает им четкие ответы, куда и как можно вкладывать свои капиталы - сегодня, завтра и через пять лет.
Таким образом, становится очевидным, что в отличие от большинства стран мира, перед которыми уже в ближайшее время могут встать серьезные экономические проблемы, Россия должна решать задачи более приятные. Мы должны создать механизмы обеспечения интересов инвесторов, которые в условиях кризиса неминуемо начнут приходить в Россию. И в первую очередь речь идет о создании инфраструктуры для инвестиций. На мой взгляд, на сегодня наиболее четко выполняют эту задачу российские железные дороги.