Государственная Дума дала вчера свое согласие генеральной прокуратуре на привлечении депутата из фракции СПС Владимира Головлева к уголовной ответственности и на проведение в отношении него обыска. В поддержку такого решения высказались 387 человек - всего лишь при двух проголосовавших "против". Этот результат разительно отличался от тех цифр, которые высветились на электронном табло вечером в среду, когда в нижней палате прокуроров поддержали только 213 депутатов.
Разница же между вчерашним постановлением Думы и тем, что было отклонено накануне, заключалась всего в одном слове. Вчера депутаты не стали давать согласия на арест г-на Головлева, а первый заместитель генерального прокурора Юрий Бирюков также не стал на том настаивать, как он делал это на предыдущем пленарном заседании. Более того, он официально заявил о том, что генеральная прокуратура отказывается от своей просьбы применить в отношении подследственного депутата такую меру пресечения, как арест. Так что никаких препятствий для положительного решения Думы вчера в принципе не оставалось, если, конечно, не считать довольно сомнительную с точки зрения регламента процедуру.
Дело в том, что, когда вечером в среду нижняя палата отказалась удовлетворить представление генпрокуратуры, поскольку соответствующее постановление не собрало необходимого большинства в 226 голосов, данная тема должна была считаться закрытой - до нового представления из вышеназванного ведомства. Однако еще в тот день и также вчера представитель президента на Охотном ряду Александр Котенков, например, уверял, что раз у депутатов на руках было несколько вариантов решения проблемы и провалился только один из них, то все остальные вполне могут быть проголосованы. С ним упорно спорили и левые, и правые, но большинство палаты, очевидно, было настроено на так называемый компромиссный вариант - иммунитет с г-на Головлева снять, но ареста не позволить, то есть сделать его лишь частично прикосновенным для правоохранительных органов.
А вообще-то вечерняя часть пленарного заседания Думы в среду была довольно занимательным зрелищем. Поначалу казавшийся бесспорным исход дискуссии об изъятии у правого депутата права неприкосновенности очень быстро такую ясную перспективу потерял. Дело в том, что, по сведениям от источников в руководстве фракции СПС, всю первую половину среды Борис Немцов провел в консультациях с различными инстанциями и фракциями, убеждая всех в том, что позволить прокуратуре арестовать Владимира Головлева нельзя. Убеждал он в том и кремлевских чиновников для того, чтобы они транслировали на Охотный ряд соответствующие разъяснения и команды. Все это в конце концов и материализовалось в проект постановления за подписями депутатов Владислава Резника ("Единство"), Вячеслава Володина (ОВР) и Бориса Надеждина (СПС), который в среду был, правда, проигнорирован, но зато в четверг получил полную поддержку подавляющего большинства.
На тот же факт, что данная бумага не была поддержана Думой еще в среду, хотя имела на это все шансы, просто необходимо обратить отдельное внимание. Свела эти шансы к минимуму не кто иной, как первый вице-спикер Любовь Слиска из фракции "Единство", которая в тот момент вела заседание и никак не хотела, чтобы два варианта думского решения столкнулись на рейтинговом голосовании. Как представляется, суть всей интриги состояла в том, что этому депутатскому объединению необходимо было сделать что-то такое, что доставило бы генеральной прокуратуре пусть небольшие, но все-таки неприятности. Это стало бы со стороны "Единства" своего рода местью за то, что в день последнего съезда этой партии именно из генпрокуратуры утекла информация о якобы имеющихся там претензиях к ее лидеру - главе МЧС Сергею Шойгу. И хотя потом сам Владимир Устинов с жаром такие сведения опровергал, пиаровский фон, на котором проходил съезд, был безнадежно испорчен. Так что "Единство" в среду тоже подпортила прокурорским благостную информационную картинку. Вчера же, удовлетворившись достигнутым, депутаты из этой фракции голосовали как никогда дружно.
Заметим, правда, что кроме версии о большой убедительности аргументов Бориса Немцова существует еще и другая. Суть ее в том, что, по некоторым сведениям из разных источников, в нынешнем составе нижней палаты работают не менее двух десятков депутатов, за спиной которых остаются заведенные и до сих пор не закрытые уголовные дела, иногда касающиеся их лично, но чаще всего те, по которым они пока проходят свидетелями. Все эти депутаты, по слухам, есть практически в каждой из девяти фракций и групп, а некоторые из них считаются в своих образованиях ключевыми фигурами. Так что, делают вывод источники, во вчерашнем решении о частичной деиммунизации Головлева налицо признаки внутридумской солидарности, для которой политические соображения не имеют решающего значения.