Вчерашнее совместное заседание Совета безопасности и президиума Госсовета подводит черту под очередным, длившимся два года этапом реформ российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Одновременно начинается новый период в его истории, который имеет шансы (хотя и не очень большие) стать более успешным, чем все предыдущие.
Механизмом, позволившим наладить диалог между центром и регионами по проблемам ОПК, стала образованная по решению президента рабочая группа Госсовета по реформе ОПК. В нее вошли помимо представителей регионов руководители ведущих предприятий ОПК и представители правительства, а также Совбеза. За полгода работы был подготовлен документ "Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", который вчера был вынесен на обсуждение. Предполагается, что после доработки и утверждения президентом он станет официальной концепцией развития ОПК как важнейшей части высокотехнологичной промышленности России.
Как заявляют члены рабочей группы и представители Совбеза, им удалось преодолеть главные возражения регионов против стратегии интеграции, которую центральная власть считает главным условием выживания ОПК. Источники "НГ" говорят о том, что найдены конкретные механизмы предотвращения перераспределения финансовых потоков из регионов в центр при формировании интегрированных структур. Вместе с тем эти механизмы еще только предстоит конвертировать в нормативно-правовую базу.
В то же время ослабленные за последние полтора года региональные элиты были вынуждены согласиться с тем, что их участие в управлении гособственностью в ОПК будет резко ограничено. В частности, в распоряжении губернаторов не будут передаваться принадлежащие государству контрольные пакеты акций АО. Между тем именно управление гособственностью становится основным рычагом в проведении реформы ОПК. Впрочем, иных механизмов у власти попросту нет. И соперничество за контроль над оборонкой, тесно переплетенное со схватками за финансовые потоки от экспорта вооружений среди бюрократии, обещает быть жестким.
Явным признаком дисбаланса между запросами военных и возможностями государства стало то, что президент Путин до сих пор не утвердил Государственную программу вооружения на 2001-2010 гг. По сведениям из близких к Кремлю источников, независимая экспертиза показывает, что она обеспечена ресурсами менее чем на половину. В системе документов по военному строительству пока нет самого главного документа, определяющего потребности Вооруженных сил. Рассмотренные вчера "Основы..." и принятая в октябре правительством Федеральная целевая программа по реформированию и развитию ОПК на период 2001-2006 гг. без госпрограммы вооружения выглядят неполными.
Продемонстрированное вчера единство всех центров власти вряд ли продлится долго. По информации "НГ", между ними уже начали появляться новые фронты противоречий. Ряд членов рабочей группы считают целесообразным создание органа стратегического руководства ОПК. Речь идет, например, о воссоздании комиссии по военно-промышленным вопросам в том виде, в каком она существовала в советские времена. Аналогичный ему нынешний орган по существу является совещательным, в то время как в былые годы он принимал важнейшие решения. При этом идеологи перестройки системы управления ОПК полагают, что роль Минпромнауки должна сводиться к воплощению в жизнь принятых комиссией решений. Очевидно, что правительство и прежде всего вице-премьер и министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов с этим не согласятся. Слишком много сил он потратил на устранение двоевластия.
Выявившиеся тенденции показывают, что новый передел власти над финансовыми потоками ОПК будет проходить под эгидой государственного капитализма.