Кто и как будет теперь управлять процессами миграции населения? Почему не стало ведомства, определяющего политику в этом направлении? Эти вопросы сегодня активно обсуждаются во всех средствах массовой информации, поскольку отсутствие четкой государственной позиции в миграционной политике и отказ государства от контроля за этими процессами может привести к серьезным и непоправимым последствиям.
Эта проблема является одной из наиболее острых в Южном федеральном округе. Если оценивать миграционные процессы в целом, то всего в округ за последние несколько лет мигрировало более 2,5 млн. человек. Из них только около 550 тыс. состоят на учете в территориальных миграционных органах, а около 2 млн. человек въехало нелегально. Люди приезжают, пользуясь прозрачностью границ и бесконтрольностью специальных государственных служб. Только на территорию Астраханской области въехало около 126 тыс. человек, причем около 120 тыс. из них - нелегально. А это почти пятая часть населения области. С учетом внутренней миграции, въездом граждан из близлежащих регионов (Дагестан, Чечня), этот показатель еще выше.
Интенсивная миграция приводит к тому, что за последнее десятилетие претерпел значительные изменения национальный состав Астраханского региона. На сегодняшний день мигранты с Северного Кавказа практически приблизились к наиболее многочисленным национальным группам населения области - русским, казахам, татарам. Численность чеченцев возросла с 1989 года более чем в два раза (с 8 до 20 тысяч человек), народов Дагестана - более чем в 4 раза, около 12-15 тысяч человек насчитывают этнические группы армян и азербайджанцев. Больше половины беженцев и вынужденных переселенцев относятся к категории малообеспеченных, что является реальной угрозой пополнения криминогенной части населения области.
Нелегалы приезжают в Россию благодаря хорошо отлаженному механизму: вызов родственников, приглашение на работу, фиктивный брак, туризм. Для этого даже создаются специальные фирмы, обеспечивающие соответствующий комплекс услуг. А далее их регистрируют по месту жительства "родственников" за определенную плату работники службы регистрации. Порой по одному адресу (иногда даже несуществующему) регистрируются 30-40 человек.
Чтобы как-то жить, содержать семью и расплачиваться со своими "благодетелями", мигрантам необходимо найти работу. Постоянно требуются неквалифицированные рабочие: продавцы на рынке, грузчики, строители, экспедиторы, перекупщики, охрана, да и криминальные группировки нуждаются в притоке новых сил. При этом планомерно вытесняются со своих рабочих мест представители традиционных, в течение столетий проживающих на территории Астраханской области национальностей. Поэтому в Астраханской области на продовольственных и вещевых рынках, где всегда торговали своим выращенным и произведенным товаром татары, казахи и русские, теперь торгуют азербайджанцы и дагестанцы. Причем они скупают товар у тех же местных татар и казахов за бесценок, устанавливают свои высокие торговые надбавки и строго следят за тем, чтобы никто не мог попасть на рынок без их контроля и не торговал по более низким ценам. И все это происходит опять же с молчаливого согласия или же при поддержке местных органов власти. Переселенцы скупают старые дома и квартиры, вытесняя "неугодных" соседей. В Астрахани уже появились целые микрорайоны, заселенные азербайджанцами, таджиками и узбеками, вьетнамцами и китайцами. Конечно, местные жители этим крайне недовольны. И как бы ни замалчивали данную проблему, опросы общественного мнения показывают, что национальный вопрос - один из наиболее острых. На этой почве может вырасти недовольство политикой власти любого уровня.
Сегодня назрела острая необходимость реформирования всех государственных институтов, занимающихся проблемами миграции. Не секрет, что Минфедерации занималось только распределением скудных государственных средств на оказание помощи беженцам, на строительство домов и гостиниц для переселенных, выделением субсидий и обустройством своих учреждений. Конечно, нужно продолжать и такую работу, но это не главное. Важно выстроить жесткую и четкую миграционную политику в государстве. В кратчайшее время необходимо разработать и внести в парламент правительственным пакетом законы, регулирующие процессы миграции, определяющие статус и компетенцию приграничных территорий, позволяющих регулировать миграционные потоки. Необходимо также подготовить законопроекты, устанавливающие права и полномочия органов государственной власти, осуществляющих иммиграционный контроль, упростить порядок регистрации вынужденных переселенцев. Миграционная и национальная политика - это проблема, находящаяся на стыке интересов различных министерств и ведомств, да и субъектов Федерации, поэтому координацией должен заниматься один из вице-премьеров правительства.