На прошедших в минувшую субботу съездах партии Шойгу, а также союза "Единства" и "Отечества" делегаты продемонстрировали чудеса дисциплинированности. На проведение всех мероприятий понадобилось всего лишь три с половиной часа. За это время "Единство" умудрилось принять решение об объединении с "Отечеством", определиться с делегатами на объединительный съезд, который пройдет первого декабря, и принять в ряды политического союза движение "Вся Россия". Организаторы мероприятия всячески подчеркивали "судьбоносность" и торжественность события. Правда, все "испортила" Генпрокуратура, которая, по сообщению некоторых СМИ, провела накануне обыски в ведомстве Сергея Шойгу. Поэтому в кулуарах съезда делегаты обсуждали не столько цели и задачи "партии нового типа", сколько события вокруг МЧС. Гадали, кто же преподнес лидеру "Единства" столь неожиданный "подарок".
Мероприятие в лучших традициях началось с зачтения послания Владимира Путина, которого, правда, до последнего момента ждали на съезд собственной персоной. Но президент ограничился лишь несколькими приветственными фразами в письменном виде. Письмо из Кремля гласило, что "Единство" стало одной из ведущих политических сил страны, активно участвует в выработке и принятии важнейших государственных решений и всеми своими действиями убедительно доказывает твердую приверженность демократии. Однако лидер "Единства" Сергей Шойгу в своем выступлении сделал акцент на том, что в нынешнем виде его партия - "доисторическое животное", образование "прошлого века", которому необходимо "освободиться от сковывающих одежд" - то есть объединиться с "бывшими политическими конкурентами". Шойгу подчеркнул, что только "надежда на президента" сплачивает наше общество, потерявшее за последнее десятилетие веру в себя.
С критикой нынешнего положения российской партийной системы выступил и лидер "Отечества" Юрий Лужков, назвав большинство политических структур России "партиями, членов которых можно разместить на одном диване". При этом Лужков произнес немало комплиментов нынешней власти, заметив, что руководство страны "взяло курс на созидание".
После таких докладов делегаты со спокойным сердцем проголосовали за объединение "Единства" и "Отечества".
Вторая часть мероприятия в Колонном зале Дома союзов была более интересной. Правда, речи двух лидеров мало отличались от их предыдущих выступлений. Лужков лишь еще раз выразил уверенность в том, что к новой структуре присоединится российский президент. Видимо, эта мысль неотступно преследовала московского мэра - на последовавшей за съездом пресс-конференции он снова предложил Владимиру Путину возглавить объединенную партию. Делегаты съезда, как и планировалось, приняли в ряды союза "Отечества" и "Единства" "Всю Россию" и единогласно проголосовали за кандидатуру Минтимера Шаймиева в качестве сопредседателя новой организации. Однако Шаймиев на съезд не приехал, сославшись на плохое самочувствие.
Наиболее содержательным и интересным выступлением на съезде была речь главы исполкома партийного союза Александра Беспалова. Именно он объяснил делегатам, чем, собственно, станет единая партия. По словам Беспалова, целью объединения является создание партии власти в чистом виде. Это означает, что основной задачей структуры будет "завоевание и удержание власти". Главная работа партийцев будет состоять в организации и проведении выборных кампаний, в ходе которых все уровни власти будут заполняться членами этой партии. Беспалов подчеркнул, что центристы будут иметь "жесткий устав", неисполнение которого хоть единожды карается исключением из партии. А восстановить членство "будет невозможно в течение длительного времени". Партия, по его словам, изберет внутри себя кандидатов в Государственную Думу, кандидатов в председатели правительства, кандидатов в министры и кандидатов в губернаторы. Работать же на избрание этих кандидатов будут "совсем другие люди", которым не суждено ни избираться, ни быть публичными политиками.
Такое откровенное деление на "белую и черную партийную кость" тем не менее не вызвало никакой реакции со стороны делегатов съезда. Возможно, они просто не поняли, что их дальнейшая партийная судьба уже заранее спланирована. Впрочем, бескомпромиссная борьба за власть, о которой говорили на съезде новой партийной структуры, действительно требует немалых жертв, по крайней мере карьерных. Вероятно, именно для этого и нужна такая партия с жесточайшей дисциплиной и строгой иерархией. И если "Единство", "Отечество" и "Вся Россия" добровольно пошли на это, значит, планы у них поистине наполеоновские.