Принятое высшим государственным руководством России решение о ликвидации в ближайшее время Радиоэлектронного центра (РЭЦ), дислоцирующегося в Лурдесе - пригороде кубинской столицы, можно квалифицировать как знаковое событие внешнеполитического плана.
Так завершается почти 40-летнее военное присутствие нашей страны в этом районе земного шара, берущее начало во времена братской дружбы и идеологической близости. Вспомним, что его апогеем стал карибский кризис 1962 года, вызванный намерением втайне разместить здесь 60 советских ракет среднего радиуса действия, нацеленных на Соединенные Штаты Америки. Острое противостояние двух сверхдержав поставило мир на грань ядерной катастрофы. Только благодаря здравому смыслу лидеров США и СССР удалось избежать прямого столкновения и смертельной схватки. В такие же октябрьские дни, как сегодня, ракеты пришлось вывезти. Фидель Кастро не скрывал своего недовольства этим обстоятельством.
Однако военные на Кубе остались. Тысячи высших офицеров и генералов трудились консультантами и советниками в силовых ведомствах. Вместе с женами и детьми они проживали в престижных районах Гаваны и других городов, занимая особняки и виллы, ранее принадлежавшие знати, эмигрировавшей за границу, получали высокую зарплату чеками и сертификатами, которые впоследствии отоваривались в магазинах "Березка".
В 1964 году здесь начал функционировать радиоэлектронный центр, накрывавший свыше половины территории Соединенных Штатов. Это обстоятельство вызывало напряженность в их отношениях и с СССР, и с Кубой.
Распад Советского Союза, демократические преобразования в России, переориентация внешнеполитического курса во весь рост поставили на повестку дня вопрос о смене приоритетов в отношении Кубы и, как логическое следствие этого, о ликвидации военного присутствия. Уход становился неизбежным.
Россия долго и мучительно шла к такому шагу. Отсутствовала политическая воля, мешали факторы социально-психологические и инерционные, давил груз идеологического прошлого. Решающее значение в этом плане сыграл визит на Кубу в декабре прошлого года президента Путина, в ходе которого он в сопровождении Кастро посетил центр, встретился с его персоналом. Информация в прессе была весьма сдержанной. Но, судя по косвенным признакам, ознакомление с состоянием дел на месте укрепило президента в мысли о необходимости принятия кардинального решения, хотя до поры до времени оно дозревало и поэтому, естественно, не озвучивалось. Следовало ждать подходящего момента. И он наступил.
Это решение обусловлено совокупностью ряда причин и факторов. Причем все они тесно связаны между собой, и их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга.
Военно-стратегическая составляющая. Функции, которые ранее возлагались на РЭЦ, сегодня в условиях новейших технологических достижений способны осуществлять с не меньшей эффективностью альтернативные средства связи и разведки.
Экономическая целесообразность. Ежегодная стоимость только аренды обходится в 200 млн. долл., или в 6 млрд. рублей. Всего за 10 последних лет расходы России составили 3 млрд. долл. И это - без учета технического обслуживания, содержания личного состава, численность которого сейчас - 1,5 тыс. человек, обустройства членов семей.
На высвобождающиеся средства можно, по утверждению руководства оборонного ведомства, построить 20 спутников связи, разведки и информации. Закрытие центра следует рассматривать в русле проводящейся в России военной реформы.
За аренду Куба получала как живыми деньгами, так и товарами. При этом она категорически отвергла предлагаемую россиянами схему ее оплаты в счет внешнего долга, составляющего 10 млрд. долл. Под смехотворным предлогом, что это долг Советскому Союзу, а не России. Хотя нигде в мире ее правопреемственность не оспаривается.
Наконец, и это самое главное, - политико-стратегическая составляющая. Она включает как глобальный, так и чисто российско-кубинский аспекты. Безусловно, подобным шагом Россия вновь демонстрирует готовность внести вклад в дальнейшее ослабление международной напряженности. Не секрет, что центр являлся мощным раздражителем для Соединенных Штатов. Как известно, конгресс США в 2000 году принял постановление, запрещающее списание российского долга до закрытия РЭЦ.
Однако важно подчеркнуть и другое. Куба, многие годы сидевшая на советской игле, использовала арендные средства для подпитки своего бюджета. А сам центр - как политический козырь в собственной игре не только с США, но и с Россией, которая, по существу, находилась в двусмысленном положении, являлась фактически заложницей Кубы. Сложилась своеобразная асимметричная взаимозависимость, когда, образно говоря, как в знаменитом американском фильме, "хвост вилял собакой". Теперь этому приходит конец.
Решение российского руководства получило одобрение представителей ряда фракций Государственной Думы. Однако у этого решения есть открытые и скрытые недоброжелатели. Так, бывший министр обороны Игорь Родионов считает его ошибочным с чисто военной точки зрения, а писатель Александр Проханов видит в нем явный признак сдачи позиций на мировой арене.
И в научных кругах имеется немало приверженцев сохранения существующего статус-кво. Взращенные на дрожжах пролетарского интернационализма и ностальгирующие по имперскому прошлому псевдопатриоты, предвидя подобный разворот событий, загодя стращали общественность якобы тяжелыми для нашей страны последствиями такого шага.
Их аргументы сводятся примерно к следующему. Перспектива утраты РЭЦ на Кубе противоречит интересам национальной безопасности России и должна рассматриваться как нежелательная. Военное сотрудничество с Кубой в случае усиления агрессивности США и их попыток разместить натовские базы в непосредственной близости от границ России, может быть использовано в качестве весьма убедительного довода. База в Лурдесе - последнее звено существовавшего в предшествующую эпоху стратегического паритета между нашей страной и США.
В свою очередь, не заставила долго ждать реакция властей Кубы. Она, как и предполагалось, была резко отрицательной. Причина лежит на поверхности. В течение длительного времени военный компонент в двусторонних отношениях являлся доминирующим и использовался как жупел еще со времен холодной войны.
Смысл нынешнего послания Владимира Путина прост и понятен: "Прощай, оружие!" Пора перевести сотрудничество на мирные рельсы, направить его в новое русло, сделать взаимовыгодным, как с любой другой страной, освободиться от идеологических штампов и стереотипов. Есть все основания надеяться, что рано или поздно к пониманию необходимости и неизбежности такого поворота придут и наши бывшие союзники. А пока оставим на совести кубинского руководства, мягко говоря, некорректный тон заявления, опубликованного неделю назад.
Как подчеркнул российский президент, принятое непростое решение не означает намерения снизить уровень взаимных связей. Оно лишь придаст им иное качество. Более того, Россия, несмотря на наметившееся в последнее время сближение с США, продолжает настаивать на снятии экономического эмбарго, активно выступает за отмену закона Хелмса-Бертона, преследующего цель удушения Кубы.
История двусторонних отношений богата яркими славными традициями. Это наследие надлежит и сохранить и приумножить в изменившейся обстановке.