- АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ, скажите, каким образом "Отечество" и "Единство" намерено преобразовываться в единую партию без самороспуска?
- Действительно, у нас на первый план выходит проблема правового характера. С юридической точки зрения наиболее короткий путь - это внести соответствующие изменения в устав союза "Единства" и "Отечества" и потом преобразовать его в партию.
- Помимо организационных проблем решили ли вы идеологические разногласия?
- Комиссия приступила к работе над программным документом, в нее входят и представители "Единства", и представители "Отечества". Уже на этой стадии мы ощущаем взаимопонимание по базовым вопросам. В основу своей идеологии мы намерены положить принципы свободы, закона, согласия и справедливости, в наибольшей степени отвечающие устремлениям граждан нашей страны. Отправной пункт нашего выбора прост: нет на свете такой идеи или такой теории, во имя которых можно было бы жертвовать счастьем и благосостоянием ныне живущих людей. Политический максимализм - стремление к полной и окончательной победе над политическим противником - абсолютно изжил себя.
- А как же КПРФ, которая рассматривает ваше объединение как личный вызов?
- В избирательном смысле так оно и есть, потому что "Отечество" хотя и умеренно левая организация, но левая. У нас всегда был сильный социальный уклон, и мы принципиально отстаиваем такие позиции, как поэтапное повышение минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, постоянная индексация пенсий и реформа пенсионной системы, которая не ущемляет интересов большинства пенсионеров. И широко представленный в нашей стране умеренно левый электорат мы, очевидно, все-таки оттягиваем с этого фланга. А если будет создана единая партия, которая будет ассоциироваться в сознании общества с президентом и с системой власти, то, наверное, это еще более усилит процесс оттока голосов слева (точно так же и справа). Результаты выборов в регионах на протяжении 2000-2001 годов в большинстве своем для нас были достаточно благоприятны. "Отечество" располагает хорошим потенциалом в 30-40 регионах, в которых наши местные организации влияют на политический климат, добиваются хороших результатов на выборах, и их мы рассматриваем как серьезный вклад в объединение. Наверное, примерно столько же отделений есть и у "Единства". В некоторых регионах неплохие позиции имеют лидеры "Всей России". Сложение этих потенциалов даст, с нашей точки зрения, приращение рейтинга и электоральных возможностей.
- Вы неоднократно заявляли, что после объединения партия будет готова "взять на себя ответственность за происходящее в стране", но ведь у вас нет механизмов реализации этой ответственности или "Отечество" продолжит настаивать на введении поправок в Конституцию и переходу к парламентской республике?
- Мы предполагаем, что по крайней мере на начальном этапе нашего объединения такая задача может решаться по-другому. Действующая Конституция и существующая практика не предполагают формирования правительства на базе парламентского большинства. У нас к реформе Конституции довольно сдержанное отношение, и мы не считаем, что здесь нужно спешить. Например, буквально у нас на глазах те положения Конституции, которые казались архаизмами, сдерживающими прогресс, сейчас способствуют развитию страны. Больше всего было разговоров о чрезмерных президентских полномочиях, пока у нас был непопулярный президент, а сейчас президент пользуется поддержкой общества и люди заинтересованы в том, чтобы у него были соответствующие механизмы как некая гарантия позитивных перемен. Юрий Лужков на съезде высказал идею договора с правительством, когда эксперты будущей партии принимают участие в разработке законопроектов, вносимых правительством от своего имени, чтобы снимать все разногласия еще на стадии разработки. Очевидно, что при этом предполагаются и взаимные кадровые обязательства. Например, президент, не поступаясь своими конституционными полномочиями, может при формировании кабинета ориентироваться на кадровую базу той или иной политической силы. Это не противоречит действующей Конституции, хотя и не обязывает его поступать именно так.
- Следует ли ожидать перемен в руководстве после того, как "Вся Россия" официально присоединиться к союзу?
- Полагаю, что Минтимер Шаймиев станет одним из лидеров новой партии. А в ее политическое руководство, безусловно, войдут представители "Всей России". Уверен, что лидеры трех организаций - Юрий Лужков, Минтимер Шаймиев, Сергей Шойгу очень многое могут сделать для становления партии. И было бы справедливо, чтобы они, как говорится, с рук на руки передали свое детище президенту, когда, во-первых, партия станет этого достойна, а во-вторых, когда этого потребует политическая целесообразность. Думаю, что это произойдет в 2004 году после президентских выборов. Тогда такой шаг президента станет необходимым для обеспечения преемственности власти и для превращения России в подлинную президентскую республику.
- Судя по выступлениям отдельных делегатов из регионов, не все в "Отечестве" довольны объединением. Каким образом вы намерены удерживать свои региональные организации и коллективных членов после объединительного съезда?
- Все эти позиции определяются уставом, и поскольку в объединенной партии будет новый устав, пока довольно сложно сказать о перспективах. В предварительном порядке среди тех принципов, которые мы на съезде определили как чрезвычайно важные, есть принцип федерализма внутрипартийных отношений, который как раз и расшифровывается как необходимость самостоятельности региональных организаций при решении вопросов политики внутри своего региона.
Что касается коллективных членов, ситуация еще до конца не определена в организационном смысле. Ясно, что за членов других организаций никто не может принять решение об их вхождении в партию наравне с членами "Отечества", да этого и не надо. Но мы предполагаем сохранить структуру, которая бы объединяла вокруг будущей партии общественные организации как институт гражданского общества, как организацию сторонников, близких нам по духу, целям и задачам. Собственно говоря, все политические партии в европейских странах имеют вокруг себя зону общественного влияния. Поэтому мы предложим нашим коллективным членам соединить свои усилия в рамках некоего совета, форума, конгресса, который бы позволил им организованно и согласованно сотрудничать с партией.