ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ нападения в Нью-Йорке и Вашингтоне явились шоком для мирового сознания. Эти варварские действия были твердо и однозначно осуждены генеральным секретарем ООН, Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей. Генеральный секретарь отметил, что терроризм - это бедствие глобальных масштабов и реакция на него тоже должна быть глобальной.
Борьба с международным терроризмом будет иметь масштабные последствия для всех сторон человеческой деятельности. Чрезвычайная гуманитарная ситуация, сложившаяся ныне в Афганистане, ставит перед международным сообществом одну из задач, которые ему необходимо успешно решить, чтобы разорвать порочный круг нищеты, конфликтов, неграмотности и болезней. Наше противодействие насилию и ненависти должно стать еще более решительным. Это будет не только проявлением солидарности с жертвами, но и действиями по привлечению к суду виновных, а также тех, кто помогает, поддерживает и укрывает их. Во всем мире существует решимость бороться с глобальным терроризмом столько времени, сколько для этого потребуется.
Главным ныне является не столько вопрос о том, что делать, а скорее - как это сделать. Естественно, что все действия должны предприниматься в рамках международного права. Трагические события в Америке напомнили нам, что мы - единое мировое общество, состоящее из взаимосвязанных трансконтинентальных, региональных и национальных структур. Перед лицом сложных чрезвычайных обстоятельств во главу угла следует поставить оказание содействия коалициям различных участников, с тем чтобы решение глобальных вопросов было более эффективным. Такого рода коалиции, включающие не только государства, но и межправительственные организации, гражданское общество и частный сектор, стали бы глобальными политическими сетями вне географических и политических границ.
Система Организации Объединенных Наций, основанная на универсальности, законности и широких мандатах, должна сыграть важную объединяющую роль, стать локомотивом в формировании консенсуса. У нее есть собственная конституция - Устав ООН - и различные инструменты, необходимые для того, чтобы дать ответ на брошенный вызов. Декларация Тысячелетия, принятая главами государств и правительств в сентябре 2000 года в Нью-Йорке, подтвердила их "приверженность целям и принципам Устава ООН, которые доказали свой, не ограниченный временем и универсальный характер".
Во времена глобальных перемен кардинальные решения в вопросах поддержания мира и безопасности должны тем более приниматься только на основе Устава ООН. Международное сообщество умеет действовать беспрецедентно быстро и в беспрецедентном единении. Менее чем через двое суток после трагедии 11 сентября в США генеральный секретарь, Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея осудили теракты и призвали все государства к объединению усилий в целях привлечения виновных к судебной ответственности.
28 сентября Совет Безопасности принял широкомасштабную, всеобъемлющую антитеррористическую резолюцию 1373, в которой указаны конкретные шаги и главные направления в борьбе с международным терроризмом. Совет Безопасности постановил, что все государства не должны допускать, чтобы те, кто финансирует, планирует, оказывает содействие или совершает террористические акты, использовали их территорию против других стран и их граждан. К государствам обращен призыв обмениваться информацией и предоставлять сведения для раннего предупреждения о возможных террористических актах.
Государства также должны обеспечивать, чтобы любое лицо, принимающее участие в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов или в их поддержке, привлекалось к судебной ответственности. Необходимо также обеспечить, чтобы террористические акты квалифицировались как серьезные уголовные правонарушения во внутригосударственных законах и положениях и чтобы выносимые приговоры должным образом отражали серьезность таких террористических актов. Совет Безопасности подтвердил необходимость борьбы с терроризмом "всеми средствами в соответствии с Уставом" и решимость предпринять "все необходимые шаги с целью обеспечить полное осуществление настоящей резолюции".
Резолюцией 1373 Совет Безопасности также учредил Комитет Совета для контроля за осуществлением резолюции и призвал все государства представить доклады о шагах, предпринятых ими с этой целью, не позднее чем через 90 дней после 28 сентября. 1 октября Генеральная Ассамблея впервые начала дискуссию по всем аспектам этих вопросов. Генсек ООН Кофи Аннан обратился к ней с предложением "разработать широкую, всеобъемлющую и в первую очередь устойчивую стратегию борьбы с терроризмом и искоренения его на нашей Земле".
В этом контексте глобальная законность ответа на терроризм может быть обеспечена целым рядом средств. Как известно, в Уставе ООН зафиксированы самые разные политические, дипломатические, правовые и принудительные возможности для соразмерного соответствующего ответа. Что касается принудительных действий, включая использование силы, то, как свидетельствует опыт Организации Объединенных Наций, в таких случаях всякий раз нужно учитывать "гуманитарный порог" - необходимость защиты гражданского населения, недопустимость выбора в качестве мишени гражданских лиц и оказания им гуманитарной помощи. К сожалению, до сих пор 75% пострадавших во время конфликтов - это гражданское население.
Современное международное право дает основу не только для борьбы с преступлениями, но и для привлечения ответственных за них лиц. Конвенции ООН по терроризму вооружают международное сообщество средствами для принятия надлежащих действий, хотя в настоящее время пока нет всеобъемлющего определения международного терроризма. Требование о привлечении к судебной ответственности лиц, совершивших преступления против человечности, стало бы еще более убедительным, если бы правительства подписали и ратифицировали существующие международные документы по вопросам терроризма. Это 12 конвенций и протоколов, подготовленных и принятых под эгидой ООН.
Некоторые из этих документов могут способствовать усилению борьбы с терроризмом. Речь идет, например, о Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом, которая вступила в силу 23 мая этого года, а также о Конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 1999 года, которую до сегодняшнего времени подписали 44 страны, а ратифицировали только четыре. Для того чтобы она вступила в силу, необходима ее ратификация еще 18 странами. Разумеется, сами по себе эти конвенции не положат конец терроризму, но они являются частью правовой базы, которая необходима для мер в этом направлении.
Генеральный секретарь ООН считает, что сейчас, после событий 11 сентября, было бы важно прийти к соглашению о всеобъемлющей конвенции по международному терроризму. Разумеется, есть нерешенные вопросы, которые по-прежнему препятствуют достижению согласия по поводу такой конвенции. Наибольшие сложности возникают по вопросу определения терроризма, требующему юридической точности и моральной четкости. Но эта задача может и должна быть решена.
То, как поведет себя международное сообщество сейчас, заложит основу и создаст нормы глобального ответа на глобальные угрозы, с которыми человечеству придется сталкиваться в будущем.
Женева