ДВУХДНЕВНЫЙ визит в Москву представительной французской делегации во главе с премьер-министром Лионелем Жоспеном не ограничился только официальными встречами и переговорами с российским руководством в Кремле и Белом доме. Министры и бизнесмены приняли участие во втором франко-российском экономическом форуме, прошедшем вчера в Дипломатической академии при МИД РФ. Это мероприятие, правда, прошло без участия самого г-на Жоспена и заместителя председателя правительства России Клебанова, о чем было заявлено ранее, однако отсутствие этих персон не снизило откровенность и важность проведенной дискуссии.
На форуме шел конкретный разговор об экономических отношениях между Россией и Францией после десятилетнего переходного периода, и каждый участник высказывался, как говорится, "со своей колокольни". Так, бывший президент СССР Михаил Горбачев, сделал акцент на политической стороне вопроса, поскольку, по его словам, именно политическая составляющая играет сегодня главную роль не только в отношениях двух стран, но и в реальном сближении нашей страны с Европой. На Западе до сих пор бытует мнение, что Россия не знает, чего она хочет и куда идет, заметил Горбачев, однако так могут рассуждать только люди, по-прежнему не доверяющие нашей стране и не следящие за событиями, которые сегодня происходят. Между тем не только президент Путин, но и само российское общество сделало однозначный выбор: Россия - это часть цивилизованного мира, а не некая "третья страна". И если это опять "не заметят", можно упустить время. За последние два года много говорится о том, что надо открыть новую главу взаимоотношений ЕС и России, но дальше разговоров и дружеских улыбок дело не идет. Договор 1994 года, который, кстати, утверждался на Западе целых четыре года, во многом устарел, и сегодня нужен новый документ, регламентирующий отношения России с Евросоюзом. По мнению Горбачева, наша страна должна иметь в этом "общем европейском доме" гораздо больше прав, чем она имеет сейчас.
Французы, судя по всему, настроены менее оптимистично. Они согласны с тем, что российская экономика в последнее время добилась позитивных результатов, однако не считают, что период экономических трудностей уже позади, и выражают сомнение в том, что задача обеспечить 5-процентный прирост будет в этом году выполнена. Эту точку зрения, в частности, выражает известный французский экономист Жак Сапир. Он считает, что государство чересчур уменьшило свое вмешательство в некоторых секторах экономики и что это необходимо исправить. Сапир предлагает России путь, который прошла Западная Европа в 50-е, 60-е годы, когда в основе стратегии лежала так называемая смешанная экономика.
Вообще, о роли государства в экономическом развитии страны французские министры и бизнесмены говорили много и подробно. Возможно, потому, что сами они - представители страны, в которой у власти находятся социалисты. Во Франции довольно большой госсектор, который правительство намеренно поддерживает, хотя, по словам министра транспорта Жан-Клода Гессо, "и собирается демократизировать". Что касается "зарубежного опыта", то, по мнению Гессо, приватизация предприятий не может быть единственной альтернативой государственному управлению, что было продемонстрировано в России. Приватизация может привести к экономической раздробленности, как в истории с английскими железными дорогами. В то же время существует и другая экономическая модель, которая с успехом применяется во Франции, - это партнерство государственного и частного секторов. Смысл этого, грубо говоря, состоит в том, что государство заказывает и контролирует, неся при этом моральные обязательства перед гражданами, а частные фирмы - выполняют заказ. Правда, для этого нужна законодательная, юридическая база, чтобы каждый из партнеров был абсолютно уверен в другом. В России, к сожалению, этого пока нет, и поэтому выступивший на форуме вице-президент РСПП Игорь Юргенс предложил провести ревизию нашего законодательства. Ведь сегодня те же французы пеняют на то, что в России нет нормального инвестиционного климата. Чем это оборачивается, ясно всем: долгосрочные экономические проекты не идут, хотя российско-французские отношения намного отличаются от двусторонних связей с другими западными странами. Франция, например, высказалась за сотрудничество с Россией в таких серьезных областях, как авиакосмос, высокие технологии, финансовые услуги. Так, может быть, Россия действительно еще не разобралась, куда ей идти? Заявляя о необходимости интеграции в западное сообщество, мы тем не менее все еще продолжаем говорить о возможности некоего "третьего пути". Между тем Франция этот путь давно уже нашла - она не прогибается под Америку, а опирается на свои традиции.