ПРАКТИЧЕСКИ одновременное появление в СМИ публикаций "на заданную тему" принято называть кампанией. На прошлой неделе ее жертвой, похоже, стал председатель Центризбиркома Александр Вешняков - ему предсказывают скорую отставку. Вместо поста руководителя ЦИКа Вешнякову прочат то должность посла в стране дальнего зарубежья, то кресло министра.
Примерно в десяти процентах из ста подобные пророчества сбываются - "нет дыма без огня". А самыми точными бывают прогнозы относительно "проштрафившихся" государственных деятелей, информация о которых намеренно "вбрасывается" в СМИ. Но к Александру Вешнякову это не относится. Он не попадает в категорию тех, кем недовольны. Напротив, в Кремле им вполне довольны. Взять хотя бы закон о политических партиях, который разработал ЦИК. По информации "НГ", идея документа родилась в Центризбиркоме еще задолго до того, как необходимость "культивировать" партийную систему России осознали в Кремле. А на принятии закона о партиях "культивация" далеко не заканчивается. У ЦИКа впереди много работы - в нижнюю палату парламента глава государства должен внести и закон о гарантиях избирательных прав граждан, законы о выборах депутатов и президента РФ.
Версий о том, кому же мог "насолить" глава Центризбиркома, сразу несколько. Взять хотя бы историю последних региональных выборов. К примеру, в Нижнем Новгороде на первый взгляд ситуация полностью вышла из-под контроля Кремля - там с большим отрывом побеждает коммунист. А в Приморье кандидат, рекомендуемый полпредом, с треском "пролетает". Но представить, что отдельно взятый полномочный представитель президента организовывает кампанию против председателя ЦИКа, сложновато. Полпреды после пары-тройки "проигранных" предвыборных кампаний стали более осторожны.
Другим "источником недовольства" Вешняковым вполне могут быть региональные элиты. У губернаторов и впрямь претензий к Вешнякову предостаточно. Во-первых, Вешняков не раз выступал с критикой закона о третьем сроке. И первым, кто в ближайшее время "пострадает" от этого, станет президент Саха-Якутии Михаил Николаев, которого уже успел поддержать Константин Пуликовский. Вешняков же на прошлой неделе публично пожурил Николаева за намерение баллотироваться в третий раз и даже поставил ему в пример Бориса Ельцина.
Во-вторых, в ЦИКе, по некоторым сведениям, задумана реформа вертикали избирательных комиссий. После воплощения ее в жизнь местные избиркомы фактически будут подчиняться ведомству Вешнякова, а не местным администрациям. Соответственно влиять на результаты волеизъявления граждан путем давления на комиссии будет нелегко. Но в данном случае "губернаторская месть" также маловероятна, поскольку должного эффекта, кроме порчи вешняковских нервов, она не принесет.
Еще одна версия - истоки кампании в самом Центризбиркоме. Источники "НГ" полагают, что внутри ведомства не все гладко, и нынешний председатель почувствовал угрозу со стороны "своих же". И для того чтобы спровоцировать ответ-опровержение, необходимо поставить вопрос, как это было, например, с министром иностранных дел Игорем Ивановым.
Причиной информационной кампании вполне могли стать и средства, выделенные в распоряжение Центризбиркома в проекте федерального бюджета на 2002 год. Это деньги немалые. Так, по сравнению с этим годом, почти на треть увеличены расходы на проведение выборов и референдумов (в этом году предусмотрено почти два миллиарда рублей, тогда как в следующем - около трех). Существенно возросла сумма, выделяемая на содержание членов ЦИКа, а также на развитие и функционирование системы ГАС "Выборы", "повышение правовой культуры избирателей" и "обучение организаторов федеральных выборов" (в этом году - около шестисот миллионов, а в следующем - более миллиарда рублей). Но поскольку "осваивать" любые государственные средства становится все труднее, вряд ли это может стать первопричиной антивешняковской кампании.
Исходя из этих версий Александр Вешняков не нужен просто никому. Межвыборное затишье низводит ЦИК до уровня третьеразрядного ведомства, занимающегося "локальными" проблемами. Вместе с тем достаточно вспомнить, как легко была решена проблема, например, курского губернатора Александра Руцкого, снятого с выборов за несколько дней до выборов. И ЦИК в этом смысле является гораздо более эффективным инструментом, нежели та же Генпрокуратура или закон об отлучении от власти губернатора. В определенные моменты времени. И не так уж и далеко, когда такой момент наступит. Но речь пойдет не об отдельно взятом губернаторе или депутате Госдумы, а о президенте РФ.