ПОСЛЕ дерзкого вызова террористов, нанесших удар по символу процветания и успеха, стало ясно, что в новом тысячелетии все мы обречены жить в обществе нестабильности, риска и страха. Такое общество - порождение нашего неспокойного времени, следствие глобализации, эрозии правил поведения и распада старых систем государственного управления и международных связей.
Именно страх лишает общество устойчивости и уверенности, бросает вызов традициям, сложившимся формам человеческого общежития, всему укладу жизни на планете, предъявляет новые требования к людям. На первое место выдвигаются способности предвосхищать опасности, умение стойко переносить их.
На территории России нестабильность, увы, господствует уже давно. Именно поэтому островки спокойного, мудрого отношения к жизни, искусства жить бок о бок с другими людьми оказываются настоящей редкостью. Недавно побывавший на Северном Кавказе президент России Владимир Путин отметил, что для многих субъектов Российской Федерации Кабардино-Балкария может служить образцом спокойствия, многонационального согласия и веры в свои силы. Здесь единой семьей живут представители нескольких десятков народов, накоплен позитивный опыт налаживания братских межэтнических отношений. Как удается маленькой Кабардино-Балкарии оставаться островком спокойствия среди бушующих на Кавказе страстей и конфликтов?
Совершенно очевидно, что в нынешних условиях проблема гармонизации межнациональных отношений приобретает для Российской Федерации и каждого ее субъекта поистине судьбоносное значение. От развития процессов в этой сфере во многом зависят целостность нашего государства и его геополитическое положение в настоящем и будущем.
Так уж сложилось, что на рубеже веков судьбе было угодно испытать на прочность традиционное взаимопонимание и добрососедство между народами России, а по существу - единство нашего государства. Российское общество подверглось разномасштабным кризисным и конфликтным явлениям, преодоление которых возможно исключительно на путях межнационального мира и согласия. В этом убеждает наш собственный опыт, накопленный в республике.
Выстраивая политику в столь деликатной сфере, как межнациональные отношения, мы взяли за правило опираться на исторически сложившуюся этнокультурную близость наших народов, на понимание их общей исторической судьбы, на традиционную приверженность идее мира и согласия.
Скрупулезный учет и согласование этнических интересов народов Кабардино-Балкарии являются одними из основных направлений в работе законодательных и исполнительных органов власти республики. Такой подход позволяет находить оптимальные варианты мирного совместного существования народов республики и предупреждать возможные конфликты.
В условиях сложной национальной структуры нашего региона мы стараемся максимально исключить этнократические подходы к формированию системы органов управления и осуществлению властных полномочий. Сложилось непреложное правило паритетного представительства народов как в высшем эшелоне власти республики, так и в районах, на местах.
Политический опыт урегулирования межнациональных отношений закреплен в Конституции Кабардино-Балкарской Республики, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются приоритетными, а равенство прав и свобод граждан, независимо от национальности, незыблемым. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Кабардино-Балкарской Республике является ее многонациональный народ, а не какие-либо отдельные национальные группы.
В Конституции тщательно проработан политический механизм разрешения проблем национального развития и межнациональных отношений. Ни одному из народов республики не может быть навязано решение, наносящее ущерб его жизненным интересам. Ни одна национальная группа не может блокировать соблюдение баланса интересов всех народов Кабардино-Балкарии.
Благодаря тесному взаимодействию органов государственной власти с общественными организациями и религиозными объединениями удается избежать серьезных потрясений в сфере межнациональных отношений.
Таким образом, мы осваиваем и утверждаем в нашей повседневной работе диалоговую модель межнациональных отношений. В рамках этой модели взаимодействия власти и общества лежит уважение к истории, традициям, культуре, вероисповеданию, языку и национальному достоинству всех народов, населяющих республику.
Органы власти республики поддерживают многочисленные национально-культурные общества, творческие ассоциации, фольклорные коллективы, культурно-просветительские учреждения. В последние годы созданы необходимые правовые предпосылки для изучения и развития национальных языков, которые наряду с русским признаны государственными.
Наш опыт убеждает в том, что сегодня сфера межнациональных отношений выходит далеко за рамки отдельной республики, края или области и требует государственного внимания со стороны федеральных органов власти. Ведь от взвешенной государственной национальной политики напрямую зависит жизнедеятельность каждого субъекта Федерации, а в конечном итоге - судьба государственности новой России.
Похоже, для России продуманная политика в области национальных отношений остается актуальной во все времена. И сегодня остро и современно звучит сформулированная известным российским ученым-социологом М.Ковалевским в "Политической программе нового союза народного благоденствия" мысль о том, что "Россия - страна, образовавшаяся путем частью насильственного, частью добровольного подчинения многих народностей┘ Эти народности и государства не слились вполне с начальным ядром - с Московией; они сохранили тяготение если не к прежней независимости, то, возможно, к слабому вмешательству центральной власти в их местную жизнь". Весьма актуальное предупреждение нынешним политикам и властям, опубликованное без малого столетие назад.
Отечество наше создавалось всеми населяющими его народами, оно исторически сложилось на принципах социального и культурного федерализма. Отсюда можно сделать вывод о том, что федерализм - это сама суть, способ и форма существования Российского государства. Без осознания этой многовековой реальности не может состояться ни правовое, ни экономическое, ни политическое становление новой демократической России.
Кстати сказать, у нынешнего руководства страны имеется глубокое понимание существа национальной политики. В этом я убедился еще раз во время недавнего пребывания в Кабардино-Балкарии президента России Владимира Путина. Глава государства подчеркнул, что Российская Федерация - уникальная страна. Здесь, как ни в каком другом месте планеты, столетиями люди разных культур, разных религий жили в мире и добрососедстве, помогали друг другу, ощущали себя близкими по родству. Здесь христианство и ислам веками соседствуют друг с другом в мире и согласии, оказывая благоприятное воздействие на социально-политический климат в стране, на воспитание будущих поколений.
Вывод, сформулированный президентом Российской Федерации, - принципиальное положение о необходимости укреплять стержень российской государственности - федерализм - и бережно относиться к межэтническому и межконфессиональному согласию. Это базовое условие для укрепления нашего Отечества, которое в нынешнем веке должно занять достойное место в мире, призванном идти по пути демократии и социального прогресса, по пути поиска диалога цивилизаций и культур.
В многонациональной России федерализм должен служить эффективным средством решения национального вопроса и способом сохранения единства страны, многообразия народов, стимулом становления и развития гражданского общества, укрепления государства.
В процессе структурного экономического и социального реформирования, совершенствования государственного управления все более заметную роль играют творческие усилия народов, организаций и институтов гражданского общества, баланс интересов различных групп и слоев общества, эффективная власть, тесно взаимодействующая с сильным гражданским обществом. Это - основные двигатели федеративного государства.
Серьезная демократическая политика предполагает взаимодействие и диалог субъектов общественной жизни. Она требует от государственных и политических деятелей не только управленческой компетентности, но и умения слышать общество, понимать "разноязычие" народов. Требуется подлинная "антропологизация" социального и политического мышления, чтобы погоня за экономической целесообразностью не вылилась в дегуманизацию общественных целей, а культурная открытость не привела бы к "обезличиванию" целых народов.
Уверен, что проблемы и трудности, которые так заботят нас сегодня, будут преодолены. Российское общество и государство прочно встанут на путь устойчивого развития.