КАК ИЗВЕСТНО, президент России Владимир Путин на этой неделе подписал указ, согласно которому упраздняется Министерство РФ по делам федерации, национальной и миграционной политики, а функции бесславно почившего в бозе Минфедерации в части, касающейся миграционной политики, передаются МВД РФ.
Хотя очевидно, что эти меры давно назрели из-за наглядной бездеятельности и непрофессионализма бывшего Миннаца, указ президента вызвал неоднозначную реакцию среди политиков России - и резко отрицательную реакцию прежде всего тех, которые так или иначе связаны с Северным Кавказом. Это по-своему логично, если вспомнить о том, что в своих многочисленных "концепциях" и проектах бывший Миннац лоббировал прежде всего финансовые интересы этого региона (кто же теперь будет разрабатывать многочисленные "концепции" по испытанному шаблону?!), каждый раз "научно" обосновывая, почему, например, чеченцы или ингуши должны иметь несомненные льготы при поступлении в российские вузы в отличие от всех других жителей страны, а сам регион, неизменно "сидящий" на дотациях, - постоянные и бесконтрольные финансовые вливания за счет других областей России. Политическая генетика Миннаца (с учетом стойкого советского менталитета его руководителей) восходила к "ленинской национальной политике" постоянного заигрывания с "нацкадрами" из национальных республик, несмотря на то, что как раз эта политика и потерпела сокрушительное поражение при развале СССР (и в большой мере этому развалу способствовала). Однако Миннац постоянно воспроизводил эту порочную модель уже внутри новой России - и, судя по сегодняшним высказываниям лидера Ассамблеи народов России, члена Совета Федерации Рамазана Абдулатипова, главы парламента Дагестана Муху Алиева, президента Ингушетии Руслана Аушева, депутата Госдумы от Чечни Асламбека Аслаханова и других сторонников "национальной политики", "кавказское лобби" России будет использовать любые возможности для давления на президента РФ, чтобы в той или иной степени клонировать бывшую "контору". Нужно ли самой России "всплытие" подобного министерства, фактически уже решенный вопрос, но подобные деятели руководствуются советской логикой - в которой, по сути, нормальной-то логики и нет - по принципу: есть министерство - значит есть и "национальная политика". Суть которой можно было выразить кратко как "защита прав" одних наций за счет других.
Самое забавное в том, что противники указа президента и не отрицают бесполезности бывшего министерства, которое изначально и не могло справиться с возложенными на него функциями. Однако радетели "национальной политики" откровенно шантажируют власть бряцанием типично советских "страшных" резолюций вроде: "Это лишний раз показывает, что у федерального Центра как не было, так и нет четкой и продуманной национальной политики". Рамазан Абдулатипов, который в свое время возглавлял Миннац, признал, что само существование такого ведомства в России было "своего рода символом". Однако заметим, что в отличие от других архаичных и раритетных символов - например, Царь-пушки, которая не стреляет, - Миннац получал отнюдь не символические бюджетные деньги за существование отнюдь не символических министров и рядовых сотрудников. Заявив о том, что упразднение Миннаца показывает "историческую неспособность российской власти понять сущность нашего многонационального государства", г-н Абдулатипов заодно весьма непринужденно продемонстрировал и уровень своего понимания сегодняшних миграционных проблем, заявив вопреки фактам и реальной угрозе национальной безопасности России, исходящей от нелегальных мигрантов, что у нас, оказывается, "по большей части существует именно легальная миграция". Как ни странно, этот же уровень понимания до своего последнего дня в качестве министра демонстрировал и Александр Блохин. Так, буквально за день до ликвидации "своего" ведомства, он жизнерадостно заявил о том, что миграционная обстановка на границах России "не вызывает особого беспокойства". Это безмятежное заявление было сделано на фоне оперативных и жестких мер нового миграционного режима в странах СНГ, которые сразу же после начала антитеррористической операции в Афганистане стали предпринимать Украина, Молдавия, Белоруссия и другие страны Содружества, чтобы обезопасить свою территорию от потока беженцев из Афганистана и "третьих" стран.
По оценке председателя комитета Госдумы по обороне Андрея Николаева, ожидаемый поток беженцев из Афганистана в республики Центральной Азии может достичь 3-5 миллионов человек, причем в силу "прозрачности" российских границ многие из этой армии вскоре окажутся в центральной части России, в Москве и других крупных городах. Поскольку эти беженцы, по выражению Николаева, придут "не с пустыми руками" (в качестве средств к существованию они захватят с собой наркотики и оружие), передача функций контроля за нелегальными мигрантами МВД при условии соответствующей правовой подготовки этого ведомства (а возможно, и создания специальной структуры внутри МВД ) кажется - в принципе - более чем своевременной.
Однако Россия принадлежит к тем странам, где "в принципе" еще не означает "на деле". И потому возникает резонный вопрос: насколько профессионально и четко справится МВД России (структура в силу разных причин сугубо военизированная) с новыми обязанностями гражданского ведомства? Ведь даже для выполнения функций миграционного контроля (следовательно, и учета мигрантов), а также борьбы с нелегальной миграцией (для чего необходима и миграционная полиция) нужен опыт именно гражданского ведомства, какого у нас нет - в отличие от европейских стран. А для этого, в свою очередь, нужна и глубинная структурная перестройка внутри самого МВД. Наивно полагать, что с новыми функциями справятся только паспортно-визовые службы, а если учесть, что в большинстве регионов России, включая Москву, нелегальная миграция уже на протяжении десятилетия столь же нелегально поощряется главами администраций совместно с отделениями МВД (результаты этой "дружной работы" видны невооруженным взглядом в любом российском городе), то нетрудно представить, какая "борьба " с нелегалами развернется на самом деле. Для реальной борьбы и реальной безопасности граждан России необходимы действительно революционные перемены в самом МВД, включая "кадровую революцию", но готово ли к таким кардинальным переменам само министерство? Или роль давно раскулаченной ФМС и недавно расформированного Минфедерации окажется и для МВД печальным опытом?
С передачей МВД некоторых полномочий из сферы миграционной политики (миграционный контроль и борьба с нелегальной миграцией) в принципе согласна вице-премьер РФ Валентина Матвиенко, однако она считает, что в компетенцию МВД не могут входить все вопросы, связанные с проблемами миграции. Так, один из главных вопросов в этой сфере - трудовая миграция - должен быть, по мнению Валентины Матвиенко, отнесен к компетенции Минтруда. Заметим, что с такой точкой зрения "в принципе" можно было бы согласиться, если не знать, что в свое время именно Минтруд препятствовал всеми способами развитию разумной миграционной стратегии, месяцами не решая вопросы своей компетенции - и в итоге предлагая псевдорешения, уводящие в сторону от реальных проблем.
Разумеется, нужно в ближайшее же время более четко "расписать" функции "наследников" Минфедерации - МВД, МИДа и Минэкономразвития РФ. По словам Валентины Матвиенко, в развитие указа президента РФ по расформированию Минфедерации будет подготовлено постановление правительства, в котором будут распределены новые функции между данными ведомствами.