ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ часть своего вчерашнего пленарного заседания депутаты Государственной Думы потратили на дискуссию о наркомании и споры с правительством по поводу поправок в пенсионное законодательство. Что же касается главы Налогового кодекса о налоге с продаж, вокруг которого среди депутатов ранее существовали серьезные разногласия, то она вчера была принята без особых проблем.
Думский бюджетный комитет рекомендовал нижней палате одобрить такой подход: по ставке не более 4 процентов налогом с продаж облагается реализация физическим лицом товаров, услуг и работ в том случае, если такая осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Однако представитель правительства - замминистра финансов Михаил Моторин - вчера все-таки настоял на том, чтобы Дума увеличила предельную ставку до 5 процентов и, таким образом, дала бы региональным властям (а это налог полностью принадлежит им) большую свободу маневра уменьшать в случае необходимости налоговое бремя на своих территориях.
В законе также содержится закрытый список товаров, работ и услуг, при реализации которых налог с продаж не взимается. В перечне можно увидеть и продукты первой необходимости - хлеб, молоко, картофель, крупу и растительное масло, и лекарства, и детские товары, но в то же время и недвижимость, и ценные бумаги, и транспортные услуги муниципального уровня, и финансовые услуги, предоставляемые банками, брокерами, страховыми компаниями и прочими структурами, получающими лицензии. В тексте закона также осталась запись о том, что налог с продаж будет действовать только два года, и с 1 января 2004 года будет отменен.
Наркотики, которых в России, по данным МВД, продается в год на сумму примерно в 30 миллиардов рублей, налогом с продаж, конечно, не облагаются, однако депутаты все равно очень долго о них говорили - с той точки зрения, как остановить наркотические реки, текущие в нашу страну, вылечить тех, кто оказался от них полностью зависим, а также как не допустить такого большого прироста наркоманов, который существует в России в последние годы. О мерах, принимаемых правительством РФ по стабилизации наркоситуации и повышению эффективности программ противодействия распространению наркомании, говорили вчера министр внутренних дел Борис Грызлов и министр здравоохранения Юрий Шевченко.
Грызлов сообщил своим бывшим коллегам, что, несмотря на скромную официальную статистику - 451 тысяча наркоманов, настоящее число во много раз больше - примерно около 3 миллионов человек. Так что, "пошутил" министр, если бы наркоманы в 1999 году объединились и выдвинули свой партийный список, то в нынешней Думе была бы соответствующая наркофракция, поскольку такое количество сторонников как раз и позволяет преодолеть пятипроцентный барьер. В остальном доклад Бориса Грызлова, впрочем, не был оригинальным - он привел депутатам обычные цифры перехваченных наркогрузов и прогнозы на тот счет, какой небольшой процент от общего количества такие перехваты составляют. Он особо отметил роль Афганистана на российском наркорынке и говорил о нехватке финансирования силовых структур. Депутаты задали много вопросов и произнесли множество гневных речей в адрес наркодельцов и не очень расторопных чиновников. Еще большей критике последние, правда, подверглись чуть позже, когда Государственная Дума готовилась одобрить в первом чтении поправку к закону о государственных пенсиях, смысл которой состоял в том, чтобы и работающие пенсионеры получили бы право на выплату им пенсии в полном объеме уже с 1 ноября этого года. Представители президента и правительства вчера всячески пытались убедить думцев в том, что особой спешки с этим законом нет, поскольку готовящийся ко второму чтению президентский пенсионный пакет урегулирует эту проблему должным образом, а пока в бюджете Пенсионного фонда нет соответствующих денег - как минимум 5,4 млрд. рублей в год. Депутаты, однако, уверяли, что средства у Пенсионного фонда имеются, а проблема не терпит промедления с ее решением. В конце концов забота о народе преодолела политическую ангажированность, и 320 законодателей высказались в пользу проекта, тогда как против были всего 74 человека - в большинстве своем из фракции "Единство".