НЕСМОТРЯ на то что большая часть молодежных сообществ по своему статусу относится к общественным организациям, практически каждое из них обладает четко выраженной политической позицией. По существу, почти все они так или иначе сотрудничают со "взрослыми" партиями, конкретными политиками или же органами власти. Например, "Идущие вместе" - с администрацией президента, а Молодежный союз "Отечества" - с мэрией Москвы. И как бы ни были эти молодежные организации далеки от повседневной политической деятельности в период между выборами, введение в действие Закона "О политических партиях" и активный процесс партстроительства не могут их не коснуться. В первую очередь это относится к "дочерним" партийным структурам вроде Союза коммунистической молодежи или Молодежного совета при "ЯБЛОКЕ".
Так, внутренний раскол в "ЯБЛОКЕ" между лидером партии Григорием Явлинским и главой московской организации Вячеславом Игруновым, вызванный необходимостью перемен в тактике и стратегии партии, сказался на деятельности Молодежного совета. Его глава Андрей Шарумов и некоторые его коллеги из "молодых яблок" вслед за Игруновым покинули ряды партии, причем Шарумов даже подал в суд на Явлинского. Правда, процесс против лидера "ЯБЛОКА" оказался проигран, и теперь большинство молодых соратников Игрунова содействуют ему в организации Гражданского форума. У Российского союза свободной молодежи (при ЛДПР) тоже сложились особые отношения со своим лидером, правда, несколько иного характера: его руководитель Ярослав Нилов с гордостью рассказывает всем желающим, что "даже в самой глухой деревне Румынии, где цыгане ходят босиком, знают, кто такой Жириновский". С таким же пиететом относятся к своему лидеру и молодые национал-большевики. Арест и осуждение Эдуарда Лимонова не повлияли на авторитет НБП. По словам одного из молодых лидеров национал-большевизма, "партия крепнет". Кстати, почти 90% членов этой партии - люди молодого возраста.
Зависимость молодежных структур от "старшего брата" бывает не только финансовой. Следует отметить, что "дочерние" молодежные организации, как правило, не имеют собственной программы и просто выдвигают на первый план те или иные тезисы из документов старших товарищей. Так, младшие "яблочники" последовательно развивают идеи борьбы с призывом на воинскую службу и настаивают на скорейшем реформировании армии. А Молодежный союз СПС даже не имеет своего юридического лица и все еще считается структурным подразделением партии. Кроме того, до намеченного на декабрь съезда региональные филиалы молодежной организации правых существуют "под крышей" региональных отделений взрослого СПС. И судя по всему, правая молодежь не спешит отделяться. Во всяком случае, пятеро участников Молодежного союза вошли в состав политсовета СПС. Исключение в данном случае составляют "Идущие вместе", которые, по словам заместителя председателя правления движения Георгия Удалова, "просто содействуют воспитанию молодежи, хотя и не занимаются политикой". Получается, что собственная политическая цель есть только у НБП: это смена политической элиты, причем при этом не исключаются даже насильственные действия.
Любопытно, что те из молодежных организаций, которые встроены в партийные структуры, а также "Идущие вместе" отдают предпочтение студентам или молодым бизнесменам. Видимо, именно с этими группами молодежи им легче всего работать, так как они обладают достаточным честолюбием. Председатель исполкома московского отделения Молодежного Единства Константин Феофанов подтверждает, что "бедные люди, рабочая молодежь неохотно идут в любые организации". Индифферентность молодежи по отношению к действующим политическим партиям во многом объясняется более широкими возможностями для самореализации. По данным Молодежного СПС, активно на выборы приходит не более 3% молодежи. Именно поэтому руководители организаций зачастую рассматривают себя как структуру для реализации отдельных проектов. Правда, Ярослав Нилов считает, что "молодежь используется в политике как мычащая масса" и покупается "за маечки и кепочки", особенно в период предвыборных кампаний.
Между тем молодые соратники Жириновского предлагают ставить перед собой глобальные задачи - например, реагировать на мировые события акциями у посольств, поскольку "вскоре может начаться мировая война и нам уже ничего не придется решать". Таким же максимализмом грешит и НБП: учитывая последние события, Тишин не колеблясь призывает к "молодежному терроризму". Впрочем, и у центристов есть своя смена. Их готовы поддержать в Молодежном союзе "Отечества" и в Молодежном Единстве. Наконец, у левых остается аналог комсомола - СКМ. Между тем уже появляются организации, готовые бороться за власть и вовсе без партийной поддержки: сотрудничавшее с Сергеем Кириенко "Первое свободное поколение" считает, что молодежи следует бороться за участие в работе органов местного самоуправления. Впрочем, им вряд ли удастся сохраниться именно в этом качестве хотя бы потому, что закон о партиях разрешает участвовать в политической жизни только партиям.