РОССИИ не следует торопиться со вступлением во Всемирную торговую организацию любой ценой. Главная задача - добиться таких условий членства в ВТО, которые исключали бы ущемление прав России в сфере международной торговли и обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки отечественных товаров и услуг. Иначе говоря, необходимо найти оптимальный баланс между национальными интересами и требованиями партнеров по ВТО, баланс выгод и уступок.
Сегодня этот баланс складывается довольно неопределенно. С одной стороны, мы извлекаем многое из самого факта существования ВТО, руководствуясь при этом здравым смыслом и интересами отечественных товаропроизводителей. А с другой - видим, что наши зарубежные партнеры не очень-то хотят открывать свои рынки для России. В частности, речь идет не только о том, что мы пересматриваем свое законодательство, "подгоняя" его под требования ВТО. Мы выдвигаем встречные требования к США, странам Евросоюза: измените и вы свое законодательство, которое носит дискриминационный характер по отношению к нашей стране. То есть американцы должны отменить ряд санкций, законодательно закрепленных еще со времен Советского Союза.
Но что же получается? Россия уже почти десять лет идет по пути рыночной экономики, а к нам по-прежнему могут быть применены дискриминационные меры. Иными словами, если одно из наших предприятий нарушит международные требования, то санкции могут быть введены в отношении всех предприятий отрасли.
Пока же ни США, ни Европа не выражают готовности скорректировать свое законодательство с учетом новых реалий России. Более того, США и страны Евросоюза заявляют, что, возможно, оставят за собой право трактовать Россию как не члена ВТО даже после того, как нас примут в эту организацию.
Поэтому судьба проводимых сейчас переговоров о возможном вступлении России в ВТО будет зависеть от того, насколько партнеры готовы пойти нам навстречу. Ведь, вступая в ВТО, мы теряем свое суверенное право самостоятельно изменять тарифную политику, то есть соглашаемся играть на рынке на гораздо более жестких условиях, чем до сих пор.
А что мы получим взамен? Может так случиться, что вообще ничего, как это произошло с Киргизией, Грузией, Молдовой после их присоединения к ВТО.
Например, если мы подпишем со странами - членами ВТО соглашение в области гражданской авиатехники, то это будет означать, что мы практически снимем все защитные механизмы в этой отрасли. Все субсидии, которые мы можем ей предоставить, войдут в цену продукции, и отрасль фактически станет неконкурентоспособной на мировом, да и на внутреннем рынке. То же можно сказать и в отношении отечественного автомобилестроения, многих других отраслей российской экономики. Не говоря уже об угрозе роста безработицы.
Не могу согласиться с теми, кто полагает, что вступление в ВТО сразу же откроет перед нами мировые рынки. На самом деле мы лишь возьмем на себя обязательство отказаться от всех инструментов государственной поддержки экспорта российской продукции.
Несомненно, что присоединение России к ВТО окажет большое влияние как на внешнюю торговлю нашей страны, так и на внутриэкономическое положение. Но абсолютно ясно только одно - о развитии экономики и повышении конкурентоспособности России на мировом рынке партнеры по ВТО думать не будут. Основная их задача - обеспечить для себя доступ к дешевым российским сырьевым товарам и доступ своих товаров и услуг на большой российский рынок.
Нам надо с прагматических позиций подходить к следующей дилемме: что правильнее, не торопиться со вступлением в ВТО, "раскрутив" сначала наш экспортный потенциал, или же поспешить войти в ВТО и потом наблюдать, что же получится.
Я склонен к тому, чтобы не торопиться. Мы унаследовали от Советского Союза режим наибольшего благоприятствования практически со всеми своими торговыми партнерами. Иначе говоря, мы в одностороннем порядке уже сейчас получаем все выгоды от ВТО, которые связаны со снижением тарифов, ибо ни одна страна не может нас в этом плане дискриминировать, разве что лишь по отдельным товарам, и то проведя соответствующее расследование.