НЫНЕШНЮЮ осень по уровню партийной активности вполне можно сравнить с предвыборным сезоном. Сначала движение Геннадия Райкова "Народный депутат" объявляет о намерении превратиться в политическую партию, затем в минувшие выходные на съездах "Отечества" и "Всей России" подтверждено решение об объединении с "Единством", а спустя буквально несколько дней, 19 октября, в Москве пройдет конференция Ассамблеи национально-демократических и патриотических сил (АНДПС), где будет принято решение о ее преобразовании в политическую партию.
Тенденции к укрупнению политических партий соседствуют с активными попытками сильных партструктур установить контроль над более мелкими политическими и общественными организациями, которых пока насчитывается около 3000. Очевидно, что перерегистрацию в Минюсте смогут пройти далеко не все, и в этом случае три-четыре самые крупные партии начнут бороться за привлечение партактива из региональных или малых организаций. Ответственный секретарь Консультативного совета общественных объединений при "Отечестве" Юрий Московский полагает, что "привлекать общественных активистов важнее, чем сами общественные организации". По опыту Московского, такие активисты могут числиться в трех-четырех организациях одновременно, но ценность подобных деятелей такова, что на эти детали обычно закрывают глаза. Дело в том, что эти "свободные политхудожники" обыкновенно сотрудничают с региональными отделениями, а они во всех партиях, включая КПРФ и "Единство" с их жесткой внутренней дисциплиной, пользуются значительной автономией при подборе кадров. Но появление Закона "О политических партиях" все же заметно сужает возможности для участия в активной политической жизни и буквально подталкивает политиков "второго эшелона" к всевозможным союзам и коалициям с крупными партиями.
Дальше всех в этом процессе партийной монополизации политической жизни продвинулась КПРФ. Причем коммунисты сразу сбросили со счетов таких ультралевых радикалов, как национал-большевиков Лимонова, ВКП(б) Нины Андреевой, РКРП и РКП-КПСС. Даже с "Трудовой Россией" Виктора Анпилова сотрудничество ограничивается совместными выходами на демонстрации и митинги. Зато с момента последних парламентских выборов усиленно выстраивается многоуровневая система союзов с умеренными левыми вокруг КПРФ. Так, созданный на базе неприятия власти Бориса Ельцина Народно-патриотический союз за полтора года перестроили, сократив число союзников с двух сотен до пятнадцати, а новой идеологической основой для объединения стал патриотизм. Теперь председатель думского комитета по делам общественных объединений Виктор Зоркальцев даже оценивает новый НПСР как естественное "порождение гражданского общества". Несмотря на бесконечные ссоры среди аграриев, через Агропромышленную депутатскую группу во главе с Николаем Харитоновым коммунисты пытаются сохранить контроль за сельским электоратом. А после того как Геннадий Зюганов стал главой Союза компартий из бывших республик СССР вместо Олега Шенина, КПРФ, невзирая на сопротивление некоторых членов СКП-КПСС, практически возглавила коммунистическое движение на территории СНГ. Кроме того, Виктор Зоркальцев сообщил, что он принимал активное участие в создании Партии развития предпринимательства под руководством Ивана Грачева и вообще выступает за привлечение патриотического бизнеса в Компартию ("нам нужны не марксы, а энгельсы"). Наконец, преобразуемая в ближайший четверг в партию АНДПС, по многим позициям имеющая более левые взгляды, чем КПРФ, также активно сотрудничает с Компартией. Например, при выдвижении кандидатов в Мосгордуму АНДПС заявила, что поддержит членов списка московского горкома КПРФ. Ассамблея должна будет объединить беспартийные, но левые национальные меньшинства из республик бывшего СНГ.
Впрочем, усилия коммунистов по многоуровневой монополизации левого фланга уже встречают серьезное противодействие. "Единство" ввело институт "сторонников партии" (участвуют в деятельности, но не имеют членского билета) и даже уже провело их съезд. "Отечество" собирается и после объединения с соратниками Шойгу сохранить своих коллективных членов в виде Союза общественных организаций. Кроме того, обе организации прилагают массу усилий, чтобы вывести из-под влияния коммунистов аграриев, и, формируя собственное карманное движение под руководством Виктора Семенова, фактически уничтожают Аграрную партию России. Особую настороженность вызывает у Компартии интенсивный процесс объединения "Единства", обладающего административными и финансовыми ресурсами, "Отечества" с его кадровым потенциалом и "Всей России" с ее несколько меньшими, но все же значительными кадровыми и электоральными ресурсами. С точки зрения Зоркальцева, исполнительная власть явно пользуется процессом партстроительства как средством борьбы с коммунистами, причем "пытается завладеть наследством КПРФ" в этой сфере. И опасения Компартии можно понять, ведь умелое использование положительных аспектов деятельности КПСС может принести объединенным центристам значительное преимущество на следующих выборах.