ПЕРВЫЙ шаг к созданию новой центристской партии, которую уже успели окрестить "партией власти", был сделан в минувшие выходные на съездах "Отечества" и "Всей России". Впрочем, съезд соратников Юрия Лужкова, в котором приняли участие 1060 делегатов, показал, что стремление отстаивать особую позицию с явным акцентом на региональных проблемах в "Отечестве" более чем сильно.
Заседание третьего съезда открыл Юрий Лужков, зачитавший доклад Центрального совета "Отечества" за истекший период. По уже сложившейся традиции свою речь лидер "Отечества" начал с воспоминаний о том, как их обливали грязью во время предвыборной кампании в Думу два года назад. Сидевший в президиуме Сергей Шойгу подчеркнуто невозмутимо выслушал, как эта "грязная кампания" принесла "Отечеству" "поддержку миллионов россиян". Дальнейшее же выступление Юрия Михайловича не было лишено всплесков ораторских "способностей": каждые две страницы доклада, которые зачитывались тоскливым и заунывным голосом, Лужков разбавлял "отсебятиной", причем высказывался так образно, что зал буквально взрывался аплодисментами.
Выступая на съезде, глава "Отечества" высказался по всем проводимым исполнительной властью реформам и каждый раз, доходя до соответствующего пункта, отворачивался от доклада и раздавал всем сестрам по серьгам: пенсионная реформа - "как бы мы не породили всякие МММ", электроэнергетика - "категорически нельзя отдавать ее Чубайсу, который уже провалил приватизацию", ЖКХ - "своей стопроцентной оплатой добьются того, что люди вообще откажутся платить за жилье", образование - "когда вернемся к пересмотру Конституции, получение образования должно стать обязанностью перед обществом". Не удержался Юрий Михайлович и когда вспомнил о праве на интеллектуальную собственность (он является владельцем нескольких патентов, в том числе на особую конструкцию улья), заявив, что пренебрежение изобретателями, таланты которых можно экспортировать, как нефть и газ, "опасно для государства". Возмущен Лужков и расстановкой политических сил: в правительстве засели ультралибералы, в руководстве Думы - коммунисты, а центристы-союзники не представлены должным образом ни в законодательной власти, ни в исполнительной. Завершив разгромную оценку реформ, Юрий Лужков безмятежно подчеркнул, что поддерживает политику президента Путина.
Правда, когда глава "Отечества" перешел к проблемам партстроительства, которые и должны были быть основными, пафоса у него поубавилось и он довольно вяло зачитал по бумажке предложение всем присутствующим проголосовать за объединение. Более подробно о выгодах объединения делегатам рассказали выступившие в прениях председатель движения женщин России Екатерина Лахова, глава фракции ОВР Вячеслав Володин и секретарь политсовета "Отечества" Александр Владиславлев. Лучше всех об этих выгодах высказался лидер "Единства" Сергей Шойгу: "В "Единстве" наша сила". Поскольку свое приветствие он зачитывал, он не конкретизировал, какое единство он имеет в виду: партию или же просто существительное русского языка. Правда, слегка подпортили общую картину благостного энтузиазма выступления делегатов из национальных республик, возмущавшихся необходимостью согласовывать предвыборные списки в органы власти субъектов Федерации с центральным руководством. Сгладил эту небольшую натяжку Лужков весьма ловко, зачитав вслух стихотворные экспромты, которыми он обменялся со Станиславом Говорухиным по поводу объединения. Закрывая заседание, руководство "Отечества" распустило делегатов на перерыв вплоть до намеченного на ноябрь объединительного съезда, когда "Единство", "Отечество" и "Вся Россия" соберутся вместе и заявят о своем преобразовании в единую партию.
Прошедший съезд оставил множество вопросов открытыми. Так и неясно, кто станет лидером будущей организации. Лужков допускает, что лидером партии может стать президент Путин. Но пока во главе "Единства" и "Отечества" будут двое сопредседателей, Шойгу и Лужков, к которым вполне может присоединиться и Олег Морозов, поскольку Лужков "не исключает его личного участия". Также остается неизвестным новое название объединенных центристов и будущая эмблема. Всячески подчеркивая, что решение еще не принято, Лужков предположил, что ею станет "Михаил" ("не будем говорить медведь - это страшно") на фоне карты России.
Одновременно с движением "Отечество" в субботу свой съезд провело и движение "Вся Россия". Правда, мероприятие прошло в гораздо более скромном месте - небольшом актовом зале академии Госслужбы. Чтобы признать отсутствие необходимости дальнейшего существования движения, на съезд прибыли основатели структуры - лидер группы "Регионы России" Олег Морозов, президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
Впрочем, как полноценное движение "Вся Россия" фактически перестала существовать уже довольно давно. Летом 1999 года участвовать в организации структуры согласились ряд влиятельных губернаторов, а на парламентских выборах "Вся Россия" выступала как альтернатива "Единству", создав общий список в Госдуму с "Отечеством". В минувшую субботу, по прошествии практически полутора лет, главы регионов собрались снова. Но на этот раз для того, чтобы принять решение о слиянии с "Единством" и "Отечеством" в одну партию. По словам одного из лидеров движения, губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева, "Вся Россия", созданная с целью сформировать в ходе выборов в Госдуму центристское большинство в нижней палате парламента, "свою задачу выполнила" и все цели "в основном достигнуты". Олег Морозов отметил, что программы трех объединяющихся структур изначально были близки по духу и "запутывать избирателя в центристских объединениях и распылять электорат нельзя". А президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что объединение происходит не столько по желанию лидеров, сколько по желанию регионов. При этом губернаторы повторяли, что "Вся Россия" входит в "союз трех" на правах не "младшего брата", а "равноправного партнера". Впрочем, ответ на вопрос, кто к кому присоединяется на самом деле, дал глава исполкома "Единства" Сергей Попов, который, как и Сергей Шойгу на съезде "Отечества", закончил свое выступление фразой: "В "Единстве" - наша сила".