СОВЕТ Федерации "третьего созыва" за все время своего существования вчера, пожалуй, впервые переживал действительно бурные страсти. Причиной тому, разумеется, явилось рассмотрение верхней палатой Земельного кодекса. В отличие от многочисленных законопроектов, которые уже успели пройти через стены СФ, формируемого по новому закону, именно принятие Земельного кодекса до последнего момента находилось под большим вопросом.
Впрочем, обсуждение именно этого документа стало скорее обнародованием политической позиции того или иного сенатора, нежели попыткой что-либо изменить в законотворческом процессе. Разумеется, каждый из них уже давным-давно определился с тем, как голосовать. И выступление министра экономического развития Германа Грефа, пытавшегося по пунктам опровергнуть доводы противников документа, подкрепляя их математическими расчетами, члены СФ слушали с гораздо меньшим вниманием, чем друг друга и самих себя.
Вчерашний день выявил и еще одну интересную тенденцию - абсолютную неэффективность влияния на результаты голосования путем "выстраивания сценария" заседания, порядка выступления того или иного сенатора, что явно попытался реализовать спикер СФ Егор Строев. "Моральную атаку" на Земельный кодекс, прозвучавшую из уст шести членов верхней палаты подряд, несомненно, можно было расценить лишь как попытку убедить немногочисленных "неопределившихся" голосовать против документа. Так, председатель Законодательного собрания Алтайского края Александр Назарчук напомнил о 36 регионах, которые направили отрицательное заключение на Земельный кодекс и мнение которых "не учитывается". Он добавил, что "у нас уже была одна приватизация, и, чем все это закончилось, мы все знаем". По мнению представителя от Читинской области Виталия Вишнякова, Земельный кодекс противоречит федеральному законодательству, в том числе и Гражданскому кодексу. Весьма осторожную позицию занял московский мэр Юрий Лужков. Столичный градоначальник, выступивший в поддержку непосредственно самого документа, все же предложил отклонить закон о введении его в действие, без которого, как известно, Кодекс не может быть реализован. Наиболее эмоциональным было выступление бывшего губернатора Краснодарского края, который не только назвал новых сенаторов "зелеными", но и посетовал на то, что всю землю тут же скупят люди нерусские. За что получил замечание от сенатора от Мосгордумы Владимира Плотникова и требование извиниться от представителя Пензенской области Александра Плешакова.
И только потом слово было предоставлено сторонникам Земельного кодекса, который в результате все же был принят большинством голосов. "За" проголосовало 103 сенатора, "против" - 29. Вслед за этим СФ без проблем одобрил и закон о введении в действие этого документа.
Второй важный пункт повестки дня заседания верхней палаты - обсуждение ситуации в Афганистане - вопреки ожиданиям не принес никаких сенсаций. Разумеется, обещанное выступление министра обороны Сергея Иванова все же состоялось, но члены СФ вряд ли вынесли из его речи что-то новое для себя - его речь скорее напоминала развернутый вариант телеобращения Владимира Путина. Другого, впрочем, ожидать и не следовало - если бы члены СФ хотели получить более полную информацию, министра обороны следовало бы попросить выступить не с публичной трибуны. Иванов еще раз напомнил, что воздушные коридоры будут предоставляться только для гуманитарных грузов, отметил, что авиационные удары в Афганистане должны носить точечный характер. А также заявил, что поддерживает идею "совместной системы ПВО между Россией, Украиной и Грузией".
Тему ПВО затронул и заместитель главы комитета СФ по международным делам Михаил Маргелов, выступивший по поводу падения самолета Ту-154. Он сказал, что если факт поражения российского самолета ракетой украинских ПВО будет установлен или этот факт будет признан Украиной, Россия должна поставить вопрос о своем контроле над украинскими силами ПВО. Или как минимум о восстановлении совместного контроля над воздушным пространством системами ПВО России и Украины. Кроме того, если Украина откажется компенсировать нанесенный ущерб, Россия и Израиль должны будут предъявить солидарный иск украинской стороне. По мнению Маргелова, руководство войск ПВО и Министерства обороны Украины должно подать в отставку, поскольку "налицо некомпетентность и преступная халатность".