-ОБЪЕДИНЕНИЕ "Единства", "Отечества" и "Всей России" в одну политическую организацию - уже официально объявленный факт. Скажите, Олег Викторович, по чьей инициативе это стало возможным?
- Эта тема обсуждается более года, то есть она абсолютно не новая. Более того, когда формировалось движение "Единство", "Вся Россия" рекомендовала своим региональным организациям, если на то будет их воля, включиться в этот процесс. И значительная часть наших организаций так и поступила. Самым же мощным толчком к предстоящему объединению трех структур послужило создание координационного совета четырех центристских фракций и групп в Государственной Думе. И я не стану скрывать, что в его рамках еще весной мы вели консультации и приходили к мнению, что нам надо двигаться к созданию единой партии. Так что, наверное, правильно говорить, что это была совместная инициатива.
Для совершения же окончательного шага к объединению нас побудила информация о том, что соответствующий съезд "Отечества" будет проходить 13 октября, а "Единства" - 27-го. Так что нам стало ясно: либо мы сейчас будем принимать решение об объединении, либо "Вся Россия" потом будет вливаться в уже созданную организацию.
- Не помешают ли объединению события не такого далекого прошлого - в частности, предвыборная кампания и первые месяцы работы нынешней Думы?
- Если иметь в виду "Отечество" и "Всю Россию", то никакого "мрачного" прошлого, да и настоящего просто не существует. Если же иметь в виду взаимоотношения "Отечества - Всей России" и "Единства", то был период конкуренции на выборах, что естественно. Выборы - это такая штука, когда все друг другу конкуренты. И такая конкуренция, часто весьма жесткая, была. Но в политике, я считаю, всегда проигрывает тот, кто не умеет находить союзников, не умеет добиваться компромисса тогда, когда это диктует ситуация. А нам сегодня ситуация диктует: либо мы должны быть вместе, либо на новых выборах мы будем вырывать голоса друг у друга, что не лучший вариант в условиях действия нового закона о политических партиях и сужения спектра политических организаций, которые выйдут на предстоящие выборы.
- С точки зрения "Всей России" что означает "быть вместе"? Как известно, обсуждается несколько вариантов объединения: единая партия, коалиция либо блок или некий союз.
- Наша позиция совершенно однозначная. Она состоит в том, что время рыхлых союзов миновало. Избиратель не поймет нас, если мы образуем какой-то союз, состоящий из трех разных организаций, сошедшихся только потому, что на этапе выборов это стало выгодно. Наше предложение - это единая партия, после создания которой должны быть ликвидированы все три организации в нынешнем виде. Чтобы никакой груз прошлого над новой партией не довлел. Если же иметь в виду конкретные персоны, то есть вопрос, кто войдет в эту партию и кто в ней займет посты функционеров, а кто станет оказывать ей политическую поддержку извне, то здесь могут быть приняты разные решения. Понятно, что одно дело Морозов, а другое - Рахимов, который может и не входить в партию, но через "Всю Россию" как бы благословить ее создание и служить ей политической опорой на своем уровне.
- Какое может быть у такой партии название? Обсуждаются ли уже какие-то конкретные варианты?
- Конкретно мы пока этой проблемы еще не обсуждали. Если честно, то я сторонник вообще-то нового названия, потому что тогда исчезает необходимость впихивать в него какие-то старые символы. Но в этом случае есть и свои минусы. Главный из них заключается в том, что теряются уже раскрученные имена, которые на слуху у всей страны. Так что с точки зрения предстоящей избирательной кампании это серьезный минус. Я, конечно, не знаю, какое решение в конце концов будет принято, но я сторонник нового названия, в котором в скобках можно было бы указать символы объединяющихся организаций, чтобы избирателю было понятно, кто это сделал.
- Программные вопросы тоже играют важную роль. "Вся Россия" - так же, как и "Отечество", - серьезное внимание уделяет региональным аспектам той или иной проблемы, "Единство" же настроено более центристски. Как будет составляться программа новой партии?
- Я понимаю эту проблему так: каждое из движений, которое вместе с другими составит костяк новой партии, постарается внести в ее программные документы что-то из того, что ему было дорого в собственной программе. Я не вижу здесь ничего, что могло бы нас развести, все будет зависеть от разумности предложений и степени их проработанности. Пример нашей работы в координационном совете центристских фракций показывает, что не было ни одного случая, когда бы мы внутри нашей четверки не нашли согласия даже по самым принципиальным вопросам. Я уверен, что и в ходе создания единой центристской партии мы сможем договориться обо всем.
- 13 октября состоится съезд движения "Вся Россия", который обратится к "Единству" и "Отечеству" с призывом о создании объединенной партии. Будут ли выдвинуты при этом какие-то условия?
- Давайте я так отвечу на этот вопрос: было бы наивным выходить на съезд и делать такое обращение, не согласовав предварительно позиции с нашими союзниками. Именно сейчас происходит согласование всех принципиальных основ объединения, в том числе и ее процедуры, и роли каждого участника в этом процессе. Ясно, что мы идем на свой съезд, четко зная мнение своих партнеров, а потому нам не надо будет выставлять каких-то условий или оговаривать наше вступление какими-то жесткими требованиями. Я полагаю, что наше обращение будет представлять собой некое политическое заявление, которое обосновывает причины нашего вхождения в этот политический проект.