ПОЧТИ все страны СНГ хотят вступить в ВТО, надеясь на расширение торговли, и как следствие этого, на экономический рост. В принципе заключенные в ВТО идеи экономически оправданны и, безусловно, перспективны: с вступлением в эту организацию страны приобретают кое-какие международные права при экспорте своих товаров. Между тем нельзя не учитывать, что равноправность конкуренции, на которую любят ссылаться в ВТО, при существующих порядковых различиях в уровне развития "их" экономики и экономики стран СНГ - это миф. Сегодня страны СНГ не готовы к жесткой, даже жесточайшей конкуренции, которая неизбежно ждет национальных товаропроизводителей с вступлением в ВТО. Опыт Кыргызстана, Грузии и Молдовы - стран СНГ, уже вступивших во Всемирную торговую организацию, - показывает, что членство в ВТО не является универсальным рецептом экономического роста. На начальных стадиях - даже наоборот.
Первым из государств СНГ в декабре 1998 года в ВТО вступил Кыргызстан. Причем сделал он это неожиданно для своих партнеров по Таможенному союзу СНГ, которые в то время вели с Кыргызстаном интенсивные консультации по совместным действиям относительно ВТО. Кыргызстан установил очень низкие ставки импортных таможенных пошлин. Более чем по половине товарных позиций (как правило, особо важных для внешней торговли) они на 10-20 и более процентов ниже, чем ставки ввозных пошлин по предполагаемым условиям вступления в ВТО его партнеров по Таможенному союзу - Белоруссии, Казахстана и России. Кыргызстан открыл рынки услуг (кроме телекоммуникационных, где взята отсрочка до 2003 г.), включая такие особо чувствительные для стран СНГ, как, например, банковские. Предполагалось, что после вступления Кыргызстана в ВТО в страну потекут иностранные инвестиции, пойдет вверх экономика, возрастет народное благосостояние.
Однако на практике, по данным Мирового банка, объем прямых иностранных инвестиций в Кыргызстан, еще в 1997 г. составлявший $96 млн., в 1999 г. упал до $36 млн., и в 2000 г. практически остался на том же уровне - $39 млн. А в первом полугодии 2001 г. инвестиционный спад в Кыргызстане составил 21%. События здесь развивались в полном соответствии с классическим постулатом: инвестиции приходят в страну в том случае, если в нее не могут прийти товары. И поскольку для товаров после вступлением в ВТО Кыргызстан открыл "дверь" фактически настежь, инвесторы торопиться не стали.
В сравнении с 1998 г. объем торговли Кыргызстана с третьими странами также начал снижаться: на 10,6% - в 1999 г., на 5,9% - в 2000 г. Последствия вступления в ВТО оказались весьма печальными и для населения Кыргызстана. Уменьшилась средняя номинальная зарплата (1998 г. - $28,6; 1999 г. - $23; 2000 г. - $25), существенно снизилась средняя номинальная пенсия (1998 г. - $13; 1999 г. - $8,5; 2000 г. - $8). Стремительно растет бедность жителей сельской местности, составляющих 80% населения страны.
Вслед за Кыргызстаном в июне 2000 г. в ВТО оказалась Грузия: ей дали понять, что только в этом случае она может рассчитывать на ряд крупных инвестиций. Интересно, что объем торговли с третьими странами у Грузии в 2000 г. по сравнению с 1999 г. упал на 32%. И хотя в стране в первом полугодии 2001 г. резко - с 11% до 41% - увеличилась доля иностранных фирм и совместных предприятий в общей структуре инвестиций, спад промышленного производства в Грузии (единственной в этом отношении стране СНГ) продолжался и составил 3,1%.
Молдова была вовлечена в ВТО совершенно аналогичным образом, и даже приход к власти коммунистов не смог остановить этот процесс: в мае 2001 г. в штаб-квартире ВТО в Женеве был подписан протокол о присоединении Молдовы к ВТО в качестве 142-го члена этой организации, а 1 июня 2001 г. молдавский парламент ратифицировал соглашение о вступлении республики в ВТО. Руководство страны считает, что сделан главный шаг на пути к процветанию экономики. Между тем некоторые представители молдавского бизнеса заявляют о том, что вступление в ВТО способно создать серьезные проблемы для ключевых отраслей страны - сельскохозяйственного машиностроения, табачной и винодельческой промышленности. Кстати, по итогам первого полугодия 2001 г. объем инвестиций в Молдову уменьшился на 8%.
Почему ВТО активно работала с этими тремя государствами СНГ? Дело в том, что, вступая в ВТО, страны предоставляют всем его участникам льготы по импорту, а эти государства между тем являются членами зоны свободной торговли СНГ (Кыргызстан в дополнение к этому еще и участник Таможенного союза СНГ). Таким образом, теперь товары стран ВТО через эти относительно небольшие по численности населения (примерно по 5 млн.) страны (для них даже есть специальный термин - "траншевые") могут свободно проникать на рынки СНГ. Если взглянуть в географическом ракурсе, то на пространстве СНГ во всех крупных его субрегионах - Закавказском, Центрально-Азиатском и Европейском - образовались "дырки" для выхода "вэтэошных" товаропроизводителей на более емкие рынки других стран СНГ.
Рынки СНГ постепенно завоевывают значительно более конкурентоспособные товары третьих стран. Транснациональные корпорации имеют богатейший опыт по вытеснению конкурентов с рынка - и этим, безусловно, воспользуются. Если мы не противопоставим этому свои совместные усилия, то потерять здесь можем очень многое. Например, если сейчас открыть полностью рынок услуг мобильной связи, то через некоторое время никаких национальных компаний в этой сфере не будет. То же самое касается банковских услуг, многих товаров, особенно продовольствия - страны ЕС тратят колоссальные суммы, несколько суммарных бюджетов всех стран СНГ, вместе взятых, - на поддержание низких цен на продовольственные товары.
Развитые страны - члены ВТО в ходе переговоров руководствуются сугубо торгово-политическими соображениями, прежде всего задачей увеличения своей доли на рынке. Причем если проанализировать статистические данные по 14 странам, принятым в ВТО за последние пять лет, то совершенно явственно прослеживается очень интересная тенденция: чем слабее страна, чем меньше у нее ВВП на душу населения, тем, как правило, большие тарифные уступки она была вынуждена сделать в ходе переговоров. Это очень похоже на реализацию лозунга "Добивай слабых!".
Учитывая огромный диспаритет возможностей стран СНГ и группы развитых стран - членов ВТО, безоглядно торопиться сегодня туда нам не следовало бы. Процесс включения в общемировую систему не приводит автоматически к решению всех проблемных вопросов, а в краткосрочной перспективе может создать и новые осложнения. Нужно выстраивать алгоритм устранения негативных последствий присоединения к ВТО, как это сделал, например, Китай, обставивший десятками своих условий участие в тех или иных документах ВТО. Нам необходимо правильно расставить акценты и определить приоритеты. Например, не следует присоединяться к договоренностям ВТО по гражданской авиации, к другим необязательным соглашениям. Стоит хорошо подумать над совместной защитой наиболее уязвимого сектора - аграрного комплекса, чтобы не превратиться в общемировую свалку некачественного продовольствия.
Сегодня Россия ведет активные двусторонние переговоры со странами - участницами ВТО. Следует понимать, что полностью устранить те трудности, которые ждут Россию при вступлении в ВТО, невозможно, но минимизировать их можно и нужно. Россия должна по всем критическим направлениям добиться максимально благоприятных для себя условий принятия в ВТО.
Заранее устанавливать сроки вступления в ВТО нецелесообразно. Сначала Россия должна зафиксировать свою позицию. Все страны имеют четкие директивы - чего они должны достигнуть и где они могут отступить. Мы должны иметь такие же согласованные директивы. А для того чтобы выстроить логику своего поведения, нужно сначала договориться внутри страны, чтобы все понимали, куда они идут и что с ними произойдет.
В выработке российской позиции в отношении ВТО должны участвовать три стороны: правительство, деловые круги и представители трудящихся - например, профсоюзы. Все уже начали понимать свои интересы в этом процессе, и думаю, что сейчас мы готовы к тому, чтобы эти интересы максимально сбалансировать и выходить на двусторонние переговоры со странами - участницами ВТО уже с определенной позицией.