СКОЛЬКО было сказано слов, написано статей, одобрено решений и постановлений огромным количеством кинематографистов России в стремлении добиться элементарной человеческой справедливости в решении судьбы теперь уже набившего оскомину Киноцентра, стоящего посреди Москвы┘ Увы! Небольшая - повторяю, небольшая - группа солидных и влиятельных людей вновь и вновь тасует документы, предъявляя их в судах разных инстанций, организует статьи и коллективные письма с единственной целью - отстоять свои имущественные (раньше бы сказали - шкурные) интересы. Поскольку страсти кипят нешуточные, речь идет о солидном имуществе.
18 сентября премьер-министр России Михаил Касьянов подписал распоряжение Минимуществу и Минюсту о закреплении за Союзом кинематографистов России всего имущества Союза кинематографистов СССР на территории бывшего РСФСР.
И здесь необходимо вспомнить историю вопроса.
Когда в апреле 1990 года на Первом учредительном съезде кинематографистов России меня избрали председателем тогда же созданного Союза кинематографистов Российской Федерации (СК РФ), я и представить себе не мог, в какую ловушку попал. За четыре дня до этого был срочно создан Московский союз, вскоре возник Ленинградский. Именно в это время, как вы все помните, началась вакханалия "суверенизации". На съезде я предложил, чтобы Сергей Соловьев, который к тому моменту возглавил Союз Москвы, работал со мной в паре в интересах организационного единства всех нас. Так и было непродолжительное время, пока вслед за оргдележкой не началась дележка имущества.
Тогда мало кто из нас разбирался в таких понятиях, как права собственности, контракты, соглашения, приватизация, акции, дивиденды. Не было юристов. Мы были благодушны, наивны. Но это было время ловких дельцов и сметливых умов.
Союз кинематографистов СССР был богатейшей организацией среди творческих союзов, он располагал гигантским количеством собственности не только в Центре, но и во всех республиках, шло непрерывное строительство домов творчества, киноцентров, производственных зданий, жилья. С распадом СССР и возникновением новых стран затрещало и хозяйство киносоюза.
Я был не в состоянии остановить этот процесс развала и почел за благо уступить свой пост Сергею Соловьеву - главе Московского союза - в интересах объединения усилий двух центральных организаций, располагавшихся в Москве. Надо сказать, что с момента, как он занял этот пост, в Сергее поубавилось сепаратистских настроений, но было уже поздно. Объединить эти две организации ему не удалось. Не удалось и спасти многое из того, что находилось на территории России. Замерзло строительство Дома творчества в Красной Пахре, был продан по дешевке тогдашним руководством Ленинградского союза недостроенный корпус нового Дома кино. Скорбный список можно продолжать.
Одно из самых удивительных утверждений, которые распространяются в последние полгода в некоторых органах печати, публичных заявлениях и официальных письмах руководителей Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, состоит в том, что эта конфедерация является правопреемником Союза кинематографистов СССР, а стало быть, и хозяином всего того богатства, о котором я говорил выше.
Этого не может быть уже потому, что при создании этой организации Союз кинематографистов России не подписал ее учредительные документы. Мы заглянули в предпоследний устав КСК и не обнаружили там слов о таком преемстве. Зато в последней редакции устава КСК, который ее юристы демонстрируют на всех арбитражных судах, такая строчка возникла. Откуда?
Этот довод используется пока только в имущественных спорах с СК России по поводу Московского киноцентра, но, чем черт не шутит, аппетит приходит во время еды - у КСК могут возникнуть претензии и к Центральному Дому кино, и к зданию Союза, и к Дому ветеранов кино┘
Оказывается, надо быть все время начеку, не терять бдительности, не быть благодушными и настроенными по-приятельски, окружить себя юристами, охраной - из архива нашего Союза исчезло большое количество документов, оригиналы многих договоров и соглашений (а суды ксерокопии не принимают во внимание), обнаруживаются поддельные подписи и т.д.
Что же на самом деле это такое - Конфедерация Союзов кинематографистов?
Идея Довлата Худоназарова - последнего председателя Союза кинематографистов СССР - о сохранении дружеских, творческих связей между кинематографистами распадавшейся тогда страны была справедлива и плодотворна. Но вскоре она стараниями нескольких дельцов была осквернена все тем же - дележом имущества. Безвозвратно исчезли производственные здания на Украине, в Грузии и Армении; дома творчества, жилье, киноцентры и дома кино оказались за рубежами России, и нет о них ни слуху ни духу.
Зато есть огромное здание в центре Москвы - Киноцентр!
И принадлежит он Международному закрытому акционерному обществу "Киноцентр", которым управляет группа несменяемых и непереизбираемых людей. В стране меняются президенты, премьер-министры, правительства, руководства творческих союзов, и только в Киноцентре все стабильно. Большинство этих аксакалов осели в Москве. Кого представляет узбек, когда в Узбекистане нет творческого киносоюза? Кого представляет грузин, который на последнем Шестом съезде Союза кинематографистов СССР в порыве страсти гневно заявил, что грузинской ноги больше не будет в Москве? Кинематографистам Прибалтики никогда не нравился Советский Союз, а теперь и Россия тоже, но они исправно приезжают в Москву на заседания МЗАО "Киноцентр" за своими дивидендами.
Интересно, кстати, спросить у рядовых членов Союзов кинематографистов этих стран: достаются ли им эти дивиденды и знают ли они о них?
Всякие попытки СК России участвовать в деятельности этой организации пресекаются, хотя мы там имеем 32% от ни кем, к сожалению, не контролируемых доходов. Кандидатуры, представленные нашим Союзом, категорически отводятся. Зато в совет директоров регулярно избираются несколько доверенных и лояльных московских персон. Мы вынуждены были поставить вопрос: кто в доме хозяин? Мы встали на путь судебных разбирательств и вышли из состава КСК.
Я был на одном из таких судов. Поразительное впечатление! В течение всего разбирательства у всех нас росло гордое чувство торжества справедливости, нам казалось, что все ясно и понятно, наши речи были ярки и эмоциональны. Адвокат противной стороны говорил сухо, скучно, совал судьям какие-то бумажки, выписки┘
Нашей растерянности не было предела, когда суд огласил решение. Мы проиграли.
Я уже говорил, что наше документальное хозяйство долгие годы находилось в беспорядке, а противник всегда готовился к бою, понимая свое шаткое положение. Им помогает демагогия про то, что только они заботятся о дружбе народов и о пропаганде в массах вершин киноискусства. Как они относятся к киноискусству, хорошо видно на примере судьбы Музея кино, ради которого, собственно говоря, и строилось это здание. Шаг за шагом, комната за комнатой, один просмотровый зал за другим МЗАО "Киноцентр" отвоевывает у музея его территорию. Лишь только благодаря стойкости директора музея Николая Клеймана он еще там существует. Но и Клейман дрогнул, стал проситься в Министерство культуры, хочет стать государственной организацией.
Что же касается творческой деятельности КСК, направленной на поддержание дружеских связей с коллегами в странах СНГ, то Союз кинематографистов России всячески ее поддерживает и планирует даже расширить.
Мы также заявляем, что не собираемся менять сложившуюся систему отношений с арендаторами и партнерами МЗАО "Киноцентр". Мы лишь настаиваем на нашем активном участии в жизни этой организации, на контроле и подтверждении нашего права собственности.
Главным новшеством в новом уставе нашего Союза, принятом на Четвертом съезде, который проходил в Кремлевском дворце, является пункт о секретариате, который не избирается, а назначается избранными на съезде председателем и правлением. По аналогии с избранными президентом и Думой и назначаемым правительством. Удобная демократическая и эффективная форма. И Союз заработал. Здесь не место для отчетного доклада, но возьмите основанную нами газету "СК-Новости" и вы убедитесь, что СК РФ, пожалуй, самый активно живущий творческий Союз.
Принять такую кардинальную поправку к уставу должен был только полный кворум, то есть все члены Союза. Вместить такое количество участников мог только Кремлевский дворец, а он стоил недешево. И я знаю людей, которые при каждом удобном случае попрекают Никиту Михалкова за расходы на этот съезд. И эти же люди, именно они, ложатся поперек любых усилий Союза заработать лишний рубль, в том же Киноцентре, например.
Нам живется непросто. Огромны наши социальные расходы на поддержание ветеранов. Мы возобновили творческие семинары, восстанавливаем утраченные международные связи, являемся соучредителями 29 кинофестивалей, образовали молодежный отдел.
Легенды о гигантском долге Союза лживы. Векселя, по которым мы еще не расплатились, ничтожны в сравнении с нашим финансовым и имущественным потенциалом, который теперь стал реальностью после справедливого правительственного решения от 18 сентября 2001 года. Я уверен, что на Пятом съезде Союза кинематографистов России мы на глазах делегатов порвем последние векселя.
Наш очередной съезд откроется 16 ноября 2001 года в дни празднования 100-летнего юбилея Ивана Александровича Пырьева, организатора и строителя нашего Союза. И я надеюсь, что справедливость восторжествует!