ПОСЛЕ заявлений, сделанных представителями "Единства" и "Отечества" о готовности к слиянию в единую партию, в обеих организациях аппарат засел за составление положенных по закону совместных документов.
Но пока пишутся программы, придумывается новый устав и планируется схема рассадки делегатов на объединенном съезде, намеченном на конец ноября, самый главный вопрос: как будет называться новая партия, которая надеется занять большинство депутатских кресел в Госдуме и взять "на себя ответственность за все, что происходит в стране" (дословная цитата функционеров из генсовета "Единства" и "Отечества"), еще не решен. Впрочем, Юрий Лужков все-таки назвал ее имя. Партию хотят назвать "Единое Отечество". Собственно, каков автор, таково и название: "Единство" вроде как прилагается к "Отечеству", качество прилагается к сущности.
Когда лидеры обеих организаций прошлой зимой думали над названием будущей структуры, то им самым настоятельным образом рекомендовали не валять дурака и не именовать партию "Единым Отечеством". Такое название легко сокращается до "ЕдиОта" или же до еще более емкой аббревиатуры: "ЕО", которая и без того слишком часто употребляется в русской речи в каждой затруднительной ситуации, например, в партийной среде при проигрыше на выборах. Но в "Отечестве", видимо, прикипели к этому словосочетанию. Если уж не можешь доказать, что объединяются две равные структуры и процесс этот полностью контролируется, то можно по крайней мере настаивать на праве определять хоть какие-то пункты.
А между тем беспечность в выборе названия или символики весьма дорого обходится политическим объединениям. Что, собственно, такое "единое отечество"? Возрожденный Советский Союз? Или Российская Федерация, укротившая строптивые субъекты Федерации? Показателен в этом смысле опрос населения, проведенный одной думской структурой в регионах. Вопрос был стандартный: "За кого бы вы проголосовали, если бы выборы в Думу состоялись в ближайшее воскресенье". Но в число кандидатов, помимо известных партий и движений, авторы идеи включили и несуществующие структуры с красочными названиями. Результаты обескуражили даже авторов идеи. Рядовые избиратели путались в названиях и выставляли воображаемым партиям даже более высокие рейтинги, чем уже существующим.
Конечно, можно представить, что "Единое Отечество" должно символизировать объединение всех центристских политических сил, но обычно понятие "отечество" стоит в том же смысловом ряду, что и "родина", "отчизна", "Россия". А эта патриотическая лексика никак не соотносится с конкретной партией и реальными политиками. Медведь в кепке, предъявленный Сергеем Шойгу на учредительном съезде как шутка, был гораздо симпатичнее этого абстрактного символа.
Кроме того, как уверяют эксперты, имя партии должно легко запоминаться, рифмоваться и вызывать только положительные ассоциации у избирателей. Пиаровская стратегия любого политического объединения строится на раскручивании брэнда и его составных частей. Предшественник будущей партии власти "Наш дом - Россия" обладал, на первый взгляд, длинным названием. Но оно легко сокращалось до лексически нейтральной аббревиатуры НДР, а в самом названии была заключена запоминающаяся символика "дома" с многозначным и положительным смыслом. В конце концов, даже звуки, сопровождающие произнесение названия, имеют значение. Рекламщики хорошо знают исследования, согласно которым начальные буквы "з", "в", "ф", "с" ассоциируются с быстротой, а буквы "п" и "к" лучше выражают идею маленького размера (как тут не вспомнить аббревиатуру КПРФ).
Партия по законам рекламы - это тот же товар. И при раскрутке каждого брэнда зачастую рекламируются несколько сходных товаров, к названию которых добавляется основное имя. Представьте, как будет выглядеть молодежное движение или консультативный совет общественных организаций, присоединенные к обязательному "Единому Отечеству". Так что если Шойгу и Лужков всерьез собираются создать большую партию, им придется еще хорошенько подумать.