Саммит Россия-ЕС, похоже, может стать поворотным в отношениях Москвы и Евросоюза. По крайней мере все предпосылки для более тесной интеграции России в Европу на встрече России с Евросоюзом были заложены.
Во-первых, на саммите было принято решение о создании рабочей группы высокого уровня по разработке концепции общего европейского экономического пространства. Задача этой группы - разработать концепцию более тесного сотрудничества России и Европы, а также изучить возможности сближения законодательств. Встречаться представители нашей страны и ЕС будут два раза в год. И итоги работы группы будут рассмотрены не позднее октября 2003 г. Еще одна специальная рабочая группа займется решением проблем, связанных с Калининградом, в связи с предстоящим вхождением в Евросоюз новых стран.
Во-вторых, стороны подписали заявление о совместной борьбе с терроризмом, хотя источники "НГ" в российской делегации до последнего момента сомневались в том, что документ удастся согласовать. Из заявления, кстати, исчезла первоначально планирующаяся к указанию дата "начала войны с терроризмом" - 11 сентября, на чем настаивала Москва. И Владимир Путин особо отметил, что в Европе наконец осознали, что бороться с терроризмом можно только совместными усилиями. В этой связи российский президент высоко оценил решение, принятое на саммите, ежемесячно проводить совместные консультации по вопросам безопасности. "Надеемся, что это будет прообразом создания впоследствии постоянного органа", - сказал Путин.
Такие результаты даже несколько потеснили главную интригу пребывания Владимира Путина в Бельгии - его встречу с генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном. Впрочем, в Москве настоятельно предупреждали о завышенных ожиданиях, хотя эта беседа должна была прояснить намерения России и Североатлантического альянса относительно форм дальнейшего сотрудничества.
Встреча Путина и Робертсона проходила на нейтральной территории, в Эгмонтском дворце, резиденции премьер-министра Бельгии, хотя приглашение посетить штаб-квартиру НАТО российский президент получил еще в феврале. Тогда предложение было принято, однако российская сторона им до сих пор не воспользовалась. И из всех документов, подготовленных российскими экспертами к программе путинского визита, папка по сотрудничеству с НАТО оказалась самой скромной - около тридцати страниц. Прорабатывать конкретные формы взаимодействия и выступать с предложениями на эту тему, как пояснили члены российской делегации, - не президентский уровень. "Тем более сам Робертсон не обладает правом принятия решения", - сказал "НГ" один из экспертов. Задача максимум встречи Путина и Робертсона заключалась в том, чтобы закрепить тональность диалога, начатого на прошлой неделе главой российского военного ведомства Сергеем Ивановым, после переговоров которого с Робертсоном генсек НАТО высказался о России как о "подлинном друге".
Впрочем, спекулировать на завязавшейся дружбе Россия не собирается. Тем более в тех вопросах, которые традиционно волновали Запад и Россию, наметились подвижки. Как водится, Запад тревожится по поводу Чечни, Россия - относительно расширения НАТО на восток. Позицию России накануне встречи с Робертсоном озвучил Владимир Путин. Он подчеркнул, что использовать ситуацию после трагедии в Нью-Йорке и Вашингтоне с тем, чтобы решить собственные проблемы - чеченский вопрос, - Москва не считает уместным. Борьба с "болезнетворными бактериями" терроризма должна вестись во всем мире, в том числе и в Чечне. По словам президента, за терактами в США и взрывами домов в России в конечном итоге стоят одни и те же силы - "почерк один и тот же". В очередной раз Владимиру Путину пришлось объяснять, что это вовсе не означает, что Москва видит врага в Чечне как таковой. "С чеченским народом проблемы будут решаться политическими методами, с террористами - силовыми". Отвечая на вопрос о нарушении прав человека в Чечне, Владимир Путин попросил назвать "имена, явки, фамилии" тех, кого конкретно дискриминируют, и призвал мировое сообщество не позволять террористам использовать демократические институты для атак на саму демократию.
В отношении НАТО Путин отметил, что расширение его на восток должно идти с учетом идеи о трансформации альянса в "более политическую структуру". Далее последовал прозрачный намек: "Мы бы поменяли свою позицию относительно расширения НАТО, если бы сами не оказывались от этого процесса в стороне", - заявил российский президент. Впрочем, как уже говорилось выше, Москва намерена расширять сотрудничество и говорить о безопасности не только с НАТО, но и с зарождающимися европейскими структурами безопасности.
Брюссель