НЕОБХОДИМОСТЬ создания такой структуры возникла довольно давно. Вызвана она была рядом причин. Прежде всего тем, что практически все участники рынка были недовольны схемой работы и раскладом сил в "ЦДР-ФОРЭМ". Миноритарные акционеры ЦДР в лице Госэнергоатома были недовольны фактической монополией РАО, которое устанавливало правила игры на рынке. Государство не устраивало то, что ценообразование на свободном рынке энергии было несовершенно и непрозрачно. Таким образом, прямых рычагов влияния на этом рынке у государства практически не было.
Примечательно, что предложение о реорганизации ЦДР и создании АТС изначально исходило именно из ведомства Анатолия Чубайса. При этом РАО не претендовало на монопольные права в новой структуре. Позиция Чубайса заключалась в том, что там должны были быть представлены интересы и производителей, и потребителей энергии. Очевидно, что такой набор представителей означает изначальный конфликт интересов внутри структуры. Следовательно, решающее слово должно быть за государством, а руководитель структуры не должен быть изначально ангажирован ни одной из групп интересов.
В свое время принятию государством концепции реформирования электроэнергетики в исполнении Грефа-Чубайса предшествовали серьезные бои. Очевидно, что баталии будут сопровождать реализацию каждого этапа реструктуризации отрасли. Принятие концепции АТС - важнейшего элемента рынка - также не обошлось без серьезных споров между заинтересованными сторонами. Однако в итоге был принят вариант Анатолия Чубайса. И это в очередной раз подтверждает то, что понимание реформирования отрасли совпадает у правительства и у Чубайса. И следует ожидать дальнейшей реализации этой программы по сценарию, предложенному РАО.
АТС станет оператором всего рынка энергии - и конкурентного, который находился в введении ФОРЭМ, и регулируемого, который оставался за его пределами. Все собственники ЦДР передают свои акции в АТС. При этом в состав учредителей входят и другие участники рынка - представители крупных потребителей - в частности, алюминиевой промышленности. В органах управления 50% голосов будет принадлежать РАО "ЕЭС", 50% - другим участникам рынка. Решения будут приниматься большинством в две трети голосов. Представители государства имеют право вето по ряду вопросов, касающихся управления структурой. Фигура руководителя АТС пока не определена. Однако Анатолий Чубайс заявил, что это не будет представитель РАО или аффилированных с ним структур. Скорее всего на этот пост будет назначен независимый специалист по организации работы крупных торговых площадок. То есть не политическая фигура, а грамотный и опытный менеджер.
АТС начнет функционировать с начала 2002 года.
Александр Лившиц, который является руководителем оргкомитета по созданию АТС, считает, что принятое решение является консолидированным и учитывает интересы как государства, так и всех участников рынка. Он оценивает нынешнюю схему как вполне работоспособную.
Такая структура АТС будет сохранена до конца 2003 года. После этого РАО вполне может сократить свое представительство в органах управления, то есть с начала 2003 года у РАО "ЕЭС" будет меньше 50% голосов. Это будет способствовать большему равноправию и гарантировать его стабильность. Именно этим, по словам Чубайса, обусловлена необходимость в 50-процентном представительстве РАО на первом этапе.
Утвержденный на совещании у Виктора Христенко устав АТС является окончательным и уже не будет меняться. Вопрос в том, насколько быстро будут разработаны все необходимые документы и регулирующие положения. Теоретически это должно произойти к началу декабря. Но лишь в этом случае, если решение, принятое на совещании у Христенко, не будет торпедироваться его участниками. В принципе такая опасность существует. Свидетельство тому - долгие споры о структуре АТС нынешней осенью. Однако лоббистские возможности Анатолия Чубайса, видимо, позволят нивелировать противоречия и запустить АТС уже с 1 января 2002 года.