Сергей Глазьев предлагает правительству возбудить уголовные дела за сокрытие доходов от налоговых органов.
- СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ, почему именно в этом году левая оппозиция выступила с альтернативными предложениями по бюджету, вы решили составить политическую конкуренцию проектам "ЯБЛОКА"?
- Прежде всего замечу, что речь идет о предложенной Народно-патриотическим союзом России концепции бюджетной политики, а не об альтернативном проекте закона о бюджете, поскольку по Бюджетному кодексу официально этот законопроект может вноситься только правительством. Мы просто отстаиваем позиции наших избирателей, к которым мы относим все наше общество и не собираемся конкурировать с другими политическими структурами. Народно-патриотические силы считают, что предложенный правительством проект бюджета не отвечает интересам большинства российских граждан, ухудшает возможности развития экономики и содержит в себе нормы, нарушающие обязательства перед обществом. Не только в 2001 году, но и в прошлые годы от народно-патриотических сил вносились в правительство принципиальные предложения по бюджету, просто мы их не оформляли как официальный документ НПСР. Теперь мы решили не просто внести концепцию бюджетной политики, но и сопоставить наши предложения с правительственным проектом в принятой бюджетной классификации, чтобы облегчить дискуссию. Раньше правительство отмахивалось от наших предложений, мотивируя тем, что у него нет возможности оперативно реализовывать предложенные меры по увеличению доходной части бюджета. Спор же всегда идет именно о доходах, причем наши предложения, связанные, как правило, с возможной активизацией неналоговых источников доходов (природная рента, например) правительством отвергались по техническим причинам. Наша концепция основывается на той же информационной базе, что и расчеты Минфина. Она будет официально представлена Госдуме при рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" сегодня. Мы надеемся на серьезный разговор с правительством по принципиальным вопросам социально-экономической и бюджетной политики.
- Какие именно позиции по распределению дополнительных доходов вы предложили рассмотреть правительству?
- На самом деле профицит правительственного бюджета носит сугубо счетный характер, поскольку правительство разделило текущие расходы и капитальные, и в итоге дефицит просто перенесли в капитальные расходы. Всего же дефицит бюджета составит 2,5% ВВП.
А если говорить о тех доходах, которые мы предлагаем включить в доходную часть бюджета сверх правительственного варианта - 425 миллиардов рублей, то они направляются прежде всего на выполнение социальных нормативов: на финансирование образования, культуры, науки и здравоохранения, а также на стимулирование инвестиционной активности, обеспечение условий экономического роста. НПСР предлагает повысить выплаты бюджетникам и довести среднюю зарплату до 4 тысяч рублей в месяц, удвоить размер минимальной оплаты труда по сравнению с правительственным (до 900 рублей). Еще одно направление связано с организацией структурной перестройки экономики на базе новых технологий путем реализации соответствующих целевых программ, запуска бюджета развития, стимулирования инвестиций и научно-технического прогресса. На эти цели мы предлагаем выделить около 100 миллиарда рублей, что позволит, по нашим оценкам, обеспечить повышение инвестиций не на 6-8%, как планирует правительство, а на 20%. Именно столько необходимо для кардинального повышения инвестиционной активности и увеличения темпов экономического роста до 6-8% в 2002 году.
- Судя по тексту концепции, вы предлагаете черпать источники для дополнительных доходов в том числе и через частичную амнистию вывезенных за границу капиталов?
- Если налоги заплатят и вернут валютную выручку, то почему бы и нет? На самом деле предлагается порядок в сфере экспорта сырья. Наши расчеты показали, что из России за последние годы было вывезено сырья, за которое не поступила валютная выручка, на 88 миллиардов долларов. Это доходы от экспорта, которые не вернулись к предприятиям-экспортерам, по ним не был уплачен налог на прибыль, и они осели за границей. Я думаю, никому не надо доказывать, что наши экспортеры не такие дураки, чтобы поставлять сырье бесплатно, то есть эти деньги наверняка получены, но они не были возвращены в страну. Предприятия несут ущерб - они не показали прибыль, а те, кто эту операцию организовал, утаили доходы от налогообложения, нанеся казне ущерб в 30 миллиардов долларов. И в ситуации, когда не выполняются все социальные нормативы бюджетных доходов, спокойно наблюдать, как из страны утекают десятки миллиардов долларов, по меньшей мере странно! Поэтому мы предложили правительству: во-первых, проинвентаризировать все эти непоступления доходов, возбудить дело по факту сокрытия доходов от налогообложения и, во-вторых, начать работать с теми налогоплательщиками, которые допустили сокрытие доходов, заставить их вернуть валютную выручку и заплатить налог на прибыль, как и полагается.
- Среди приоритетов левой оппозиции практически отсутствуют предложения о схемах выплаты по внешнему долгу в следующем году.
- Мы считаем, что для того, чтобы платить долги - много ума не надо. Искусство заключается в том, чтобы найти такую схему платежей по долгу, которая была бы не слишком обременительна для бюджета. А правительство идет по самому простому и примитивному варианту "платить все", вычитая из экономического роста 400 с лишним миллиардов рублей. Разве это может быть выгодно нашему обществу? Я считаю, что нужно проводить ту линию, которую однажды уже предложил Путин: добиваться реструктуризации долга с переводом его в режим "долги в обмен на инвестиции". Предложение же о создании стабилизационного фонда по выплатам долга на 2003 год остается в рамках политики "платить все", и если он у нас будет, то на Западе никто на реструктуризацию не пойдет.
- Помимо допдоходов Россию могут ожидать и дополнительные расходы на борьбу с международным терроризмом. Как это может отразиться на проекте бюджета?
- Я надеюсь, что в войну мы не вступим и здравый смысл восторжествует. Ни финансовые возможности, ни состояние наших Вооруженных сил, ни моральное состояние общества не позволяют идти на такого рода рискованные шаги. Я считаю, что мы должны ограничиться разумным минимумом, во всяком случае, пока никаких оснований для увеличения ассигнований на эти нужды у нас нет. Если они поступят, то тогда мы сможем судить о серьезности этих намерений.
- Как вы оцениваете прохождение бюджета через Думу, ведь ваш комитет при подготовке заключения на законопроект едва не раскололся на два лагеря?
- Сегодня поведение думского большинства вызывает ностальгические улыбки у депутатов, сохраняющих независимые позиции. Впервые за все время работы парламента мы сталкиваемся с ситуацией, когда администрация президента поставила на контроль поведение и волеизъявление каждого депутата, присягнувшего на верность. Зависимым депутатам многократно звонят, требуют присутствия на заседаниях, голосования, пишут шпаргалки, о чем говорить. К сожалению, ситуация в Думе стала бессодержательной, потому что думское большинство голосует, как прикажут, не слушает аргументов. И дискуссии вместо того, чтобы быть содержательными, стали политизированными и потеряли смысл. Каждый комитет является зеркальным отражением Госдумы. Тем не менее я надеюсь, что указанные нами замечания будут правительством учтены, хотя бы по двум принципиальным позициям. Во-первых, по разработке прогнозов: параметры экономического роста и бюджета должны рассматриваться в увязке с мерами экономической политики. И, во-вторых, правительству, мне кажется, пора задуматься о той колоссальной дыре в нашей финансовой системе, через которую утекают десятки миллионов долларов. nЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ, почему именно в этом году левая оппозиция выступила с альтернативными предложениями по бюджету, вы решили составить политическую конкуренцию проектам "ЯБЛОКА"?
- Прежде всего замечу, что речь идет о предложенной Народно-патриотическим союзом России концепции бюджетной политики, а не об альтернативном проекте закона о бюджете, поскольку по Бюджетному кодексу официально этот законопроект может вноситься только правительством. Мы просто отстаиваем позиции наших избирателей, к которым мы относим все наше общество и не собираемся конкурировать с другими политическими структурами. Народно-патриотические силы считают, что предложенный правительством проект бюджета не отвечает интересам большинства российских граждан, ухудшает возможности развития экономики и содержит в себе нормы, нарушающие обязательства перед обществом. Не только в 2001 году, но и в прошлые годы от народно-патриотических сил вносились в правительство принципиальные предложения по бюджету, просто мы их не оформляли как официальный документ НПСР. Теперь мы решили не просто внести концепцию бюджетной политики, но и сопоставить наши предложения с правительственным проектом в принятой бюджетной классификации, чтобы облегчить дискуссию. Раньше правительство отмахивалось от наших предложений, мотивируя тем, что у него нет возможности оперативно реализовывать предложенные меры по увеличению доходной части бюджета. Спор же всегда идет именно о доходах, причем наши предложения, связанные, как правило, с возможной активизацией неналоговых источников доходов (природная рента, например) правительством отвергались по техническим причинам. Наша концепция основывается на той же информационной базе, что и расчеты Минфина. Она будет официально представлена Госдуме при рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" сегодня. Мы надеемся на серьезный разговор с правительством по принципиальным вопросам социально-экономической и бюджетной политики.
- Какие именно позиции по распределению дополнительных доходов вы предложили рассмотреть правительству?
- На самом деле профицит правительственного бюджета носит сугубо счетный характер, поскольку правительство разделило текущие расходы и капитальные, и в итоге дефицит просто перенесли в капитальные расходы. Всего же дефицит бюджета составит 2,5% ВВП.
А если говорить о тех доходах, которые мы предлагаем включить в доходную часть бюджета сверх правительственного варианта - 425 миллиардов рублей, то они направляются прежде всего на выполнение социальных нормативов: на финансирование образования, культуры, науки и здравоохранения, а также на стимулирование инвестиционной активности, обеспечение условий экономического роста. НПСР предлагает повысить выплаты бюджетникам и довести среднюю зарплату до 4 тысяч рублей в месяц, удвоить размер минимальной оплаты труда по сравнению с правительственным (до 900 рублей). Еще одно направление связано с организацией структурной перестройки экономики на базе новых технологий путем реализации соответствующих целевых программ, запуска бюджета развития, стимулирования инвестиций и научно-технического прогресса. На эти цели мы предлагаем выделить около 100 миллиарда рублей, что позволит, по нашим оценкам, обеспечить повышение инвестиций не на 6-8%, как планирует правительство, а на 20%. Именно столько необходимо для кардинального повышения инвестиционной активности и увеличения темпов экономического роста до 6-8% в 2002 году.
- Судя по тексту концепции, вы предлагаете черпать источники для дополнительных доходов в том числе и через частичную амнистию вывезенных за границу капиталов?
- Если налоги заплатят и вернут валютную выручку, то почему бы и нет? На самом деле предлагается порядок в сфере экспорта сырья. Наши расчеты показали, что из России за последние годы было вывезено сырья, за которое не поступила валютная выручка, на 88 миллиардов долларов. Это доходы от экспорта, которые не вернулись к предприятиям-экспортерам, по ним не был уплачен налог на прибыль, и они осели за границей. Я думаю, никому не надо доказывать, что наши экспортеры не такие дураки, чтобы поставлять сырье бесплатно, то есть эти деньги наверняка получены, но они не были возвращены в страну. Предприятия несут ущерб - они не показали прибыль, а те, кто эту операцию организовал, утаили доходы от налогообложения, нанеся казне ущерб в 30 миллиардов долларов. И в ситуации, когда не выполняются все социальные нормативы бюджетных доходов, спокойно наблюдать, как из страны утекают десятки миллиардов долларов, по меньшей мере странно! Поэтому мы предложили правительству: во-первых, проинвентаризировать все эти непоступления доходов, возбудить дело по факту сокрытия доходов от налогообложения и, во-вторых, начать работать с теми налогоплательщиками, которые допустили сокрытие доходов, заставить их вернуть валютную выручку и заплатить налог на прибыль, как и полагается.
- Среди приоритетов левой оппозиции практически отсутствуют предложения о схемах выплаты по внешнему долгу в следующем году.
- Мы считаем, что для того, чтобы платить долги - много ума не надо. Искусство заключается в том, чтобы найти такую схему платежей по долгу, которая была бы не слишком обременительна для бюджета. А правительство идет по самому простому и примитивному варианту "платить все", вычитая из экономического роста 400 с лишним миллиардов рублей. Разве это может быть выгодно нашему обществу? Я считаю, что нужно проводить ту линию, которую однажды уже предложил Путин: добиваться реструктуризации долга с переводом его в режим "долги в обмен на инвестиции". Предложение же о создании стабилизационного фонда по выплатам долга на 2003 год остается в рамках политики "платить все", и если он у нас будет, то на Западе никто на реструктуризацию не пойдет.
- Помимо допдоходов Россию могут ожидать и дополнительные расходы на борьбу с международным терроризмом. Как это может отразиться на проекте бюджета?
- Я надеюсь, что в войну мы не вступим и здравый смысл восторжествует. Ни финансовые возможности, ни состояние наших Вооруженных сил, ни моральное состояние общества не позволяют идти на такого рода рискованные шаги. Я считаю, что мы должны ограничиться разумным минимумом, во всяком случае, пока никаких оснований для увеличения ассигнований на эти нужды у нас нет. Если они поступят, то тогда мы сможем судить о серьезности этих намерений.
- Как вы оцениваете прохождение бюджета через Думу, ведь ваш комитет при подготовке заключения на законопроект едва не раскололся на два лагеря?
- Сегодня поведение думского большинства вызывает ностальгические улыбки у депутатов, сохраняющих независимые позиции. Впервые за все время работы парламента мы сталкиваемся с ситуацией, когда администрация президента поставила на контроль поведение и волеизъявление каждого депутата, присягнувшего на верность. Зависимым депутатам многократно звонят, требуют присутствия на заседаниях, голосования, пишут шпаргалки, о чем говорить. К сожалению, ситуация в Думе стала бессодержательной, потому что думское большинство голосует, как прикажут, не слушает аргументов. И дискуссии вместо того, чтобы быть содержательными, стали политизированными и потеряли смысл. Каждый комитет является зеркальным отражением Госдумы. Тем не менее я надеюсь, что указанные нами замечания будут правительством учтены, хотя бы по двум принципиальным позициям. Во-первых, по разработке прогнозов: параметры экономического роста и бюджета должны рассматриваться в увязке с мерами экономической политики. И, во-вторых, правительству, мне кажется, пора задуматься о той колоссальной дыре в нашей финансовой системе, через которую утекают десятки миллионов долларов.