НА ЗАПРОС по ключевым словам: "российские соотечественники за рубежом", поисковые системы интернета предлагают около тысячи сайтов различного содержания. Несколько ночных бдений перед компьютером позволили мне заключить, что на этом участке сети существуют две четко обозначенные аудитории, представляющие: одна - дальнее зарубежье, другая - ближнее, и что интересы этих двух аудиторий никак не пересекаются и скорее всего никогда не пересекутся.
Ожидаю упреков: сколько можно мусолить тему российских соотечественников в ближнем зарубежье? Разве непонятно, кто ее постоянно поднимает? Не хватало еще, чтобы в интернете создавать им особые условия.
А я хочу разобраться. В том числе найти ответ на вопрос, почему эту нишу заняли те, кого "рафинированное" общество не воспринимает, а не известные правозащитники, чей образ еще недавно именно в этой толпе вызывал неистовый восторг? Почему во времена Советского Союза "свободные радиоголоса" не брезговали смешивать в одну корзину ослепительные рассказы о западной действительности с пасмурными реляциями о нарушениях прав человека в "советской зоне"? Сегодня возможности интернета больше и дешевле, однако количество желающих в сети сделать прозрачным политику молодых государств по отношению к своему инонациональному населению можно посчитать по пальцам одной руки. Разве перестало быть модным защищать права человека? Или в России ждут, пока ее зарубежных соотечественников начнет защищать Запад?
Прошло десять лет после развала Советского Союза. Однако мало что изменилось в жизни этих людей. Читаю в интернете одно из последних сообщений информационных агентств из Киева: "На протяжении последних лет на Украине ежегодно теряют статус русскоязычных 130 школ ежегодно, на повестке дня полная ликвидация образования на русском языке". Там же, но уже на сайте российского МИДа: наше ведомство закордонных дел протестует по поводу нарушения элементарных прав русскоязычного населения в Эстонии. Или вот интересная страница Института диаспоры и интеграции (стран СНГ): "В Томске на учете в миграционной службе области стоят около 7 тысяч человек. Они добиваются статуса вынужденного переселенца, который позволит рассчитывать на помощь в получении жилья. Основная причина, по которой люди покидают обжитые места, - это проблемы с национальным языком страны, вероисповеданием, местным национализмом┘" Как бы подводя черту под этими сообщениями, популярный интернетовский сайт Евразийского вестника пишет: "Несмотря на широкие декларации, в подавляющем большинстве бывших республик Советского Союза существует реальное неравноправие людей, основанное на их этническом происхождении и выражающееся в ограничении социально-экономических, языковых, культурных интересов русскоязычного населения и других представителей "нетитульных наций".
К сожалению, необходимо констатировать, что интернетовских страниц, на которых тема российских соотечественников за рубежом имеет постоянную прописку, не так уж и много. Уточню: страниц, на которых данная проблема рассматривается в комплексе, постоянно и компетентно, а не от случая к случаю, поверхностно и неумело. Если же говорить о специальном сайте, посвященном исключительно проблемам зарубежных соотечественников, - его нет. А жаль. После того как Россия благополучно провалила работу по сохранению единого информационного пространства в рамках СНГ, после того как в этих странах замолкли "Маяк" и "Радио-1", а экраны российского телевидения горят только там, где кабель, т.е. в больших городах и за дополнительную плату, после того как подписка на тоненькую газету из России стала перевешивать цену некогда дорогих подписных многотомных изданий, - необходимость появления в интернете специального информационного издания, не зависящего от расстояний и таможенных пространств, является не только очевидным, но и архиважным делом. Я не настолько наивен, чтобы думать, будто у российских соотечественников в ближнем зарубежье сплошь и рядом компьютеры с выходом в интернет. Однако во всех бывших союзных республиках существуют крупные организации соотечественников, которым эта ноша под силу. Пользоваться их возможностями может большая часть соотечественников. Известно, что эти общины выпускают свои печатные издания, которые испытывают сильный голод по части компетентной, квалифицированной информации из России.
Специальная интернетовская страница, о которой я веду речь, могла бы с лихвой компенсировать многие потребности местных газет. И, самое главное, через свой сайт российские соотечественники в ближнем зарубежье не только смогут связаться с "большой землей", но и активно участвовать в полноценном обсуждении насущных проблем, которые пока что за них решают другие. Ведь споры вокруг явления "российские соотечественники за рубежом" по-настоящему так и не выплеснулись в интернет. И это при том, что российская часть сети политизирована донельзя.
А спорить есть о чем, если исходить из того постулата, что в спорах рождается истина. Пускай не истина - хотя бы ясность, которой тоже нет. Например, за десять лет существования этого вопроса так никто и не предложил внятный ответ: а, собственно, кто они, эти соотечественники? Ясно одно, что они не обязательно этнические русские и идентифицируют себя с российскими соотечественниками не по голосу крови, а по голосу разума, стремлению обрести потерянное, но не отвергнутое ими Отечество. Это желание они высказали не только на референдуме 18 марта 1991 года, но и позже неоднократно, в ходе различных социологических опросов. Они выступают за подлинную интеграцию постсоветского пространства и локомотивом в этом видят Россию, а будущее Отечество - союзным государством.
Вот почему представляется, что правильнее будет их называть не "российские соотечественники за рубежом", а "зарубежные соотечественники россиян". Но это только один аспект проблемы.
Существуют и другие, не менее важные и злободневные. Например, тот же вопрос о взаимоотношениях соотечественников двух "зарубежий". Они, кстати, вскоре должны встретиться в Москве, на своем первом Международном конгрессе: те, которые когда-то отвергли, покинули свое Отечество, и те, которые по сей день не могут смириться с тем, что это Отечество покинуло их, поэтому и оплакивают случившийся распад, и выступают за его (Отечества) возрождение. Интересное обещает быть зрелище.
С другой стороны, речь ведь идет не о всех соотечественниках, а всего лишь о нескольких сотнях человек-делегатов. Поговорят, разъедутся. А миллионы людей и в дальнем, и в ближнем зарубежье - тех, кого мы нарекаем соотечественниками, - они вновь рискуют никогда не встретиться. И вновь каждый будет искать свое: одни - где лучше жить и отдыхать, а другие - как с наименьшими потерями пройти процедуру приобретения человеческого гражданства. Одна надежда, что Конгресс соотечественников все же назначит им всем место встречи. Хотя бы там, где сегодня легче всего, - в интернете.