Выступление Владимира Путина в бундестаге произвело на европейское сообщество фантастический эффект. Одни расценили речь российского президента как начало новой эры международной политики, другие сочли, что Путин с успехом прошел "политическое посвящение в рыцари".
Речь президента России в немецком парламенте была адресована в первую очередь европейскому сообществу. Об этом говорит и то, что Владимир Путин выбрал для своего обращения язык самого мощного государства в Евросоюзе - Германии, и основные тезисы его выступления. "Никто не ставит под сомнение высокую ценность отношений Европы с Соединенными Штатами, просто я придерживаюсь мнения, что Европа твердо и надолго укрепит свою репутацию мощного и действительно самостоятельного центра мировой политики, если она сможет объединить собственные возможности с возможностями России", - заявил Путин и добавил, что "единая безопасная Европа стала предвестником единого безопасного мира".
Говоря о роли Североатлантического альянса, Владимир Путин сразу подчеркнул, что сегодня решения принимаются зачастую без российского участия. "Нас люди затем просят эти решения поддержать, а после этого вновь говорят о лояльности по отношению к НАТО. Говорят даже, что без России невозможно воплотить эти решения. Давайте зададим себе вопрос: нормально ли это, действительно ли это подлинное партнерство?" - заявил президент России.
Сразу после выступления Путин встретился с лидерами парламентских фракций и действующими политиками Германии. Нынешний глава ФРГ Йоханнес Рау оценил речь своего коллеги довольно сдержанно. По его мнению, Владимир Путин неадекватно воспринимает сложившуюся в мире ситуацию. Вместе с тем Рау считает, что российский президент не выдвигает требования о принятии России в ЕС и НАТО и, "будучи реалистом, не желает этого". Впрочем, мнение федерального президента разделяют далеко не все немцы. Берлинские обозреватели сделали из выступления Путина совсем другие выводы. В частности, по версии "Берлинер цайтунг", Россия хочет не просто сотрудничать с НАТО, а хочет иметь в НАТО право голоса и право влиять на принятие решений. А федеральный канцлер Герхард Шредер, выступая на пресс-конференции, даже заявил, что, если диалог России с Североатлантическим альянсом потребует более углубленного сотрудничества, Германия будет последней страной, которая выскажет свое возражение.
Вчера Владимир Путин продолжил обсуждение темы международного сотрудничества с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони, который ради встречи с российским президентом перенес сроки своего пребывания в Берлине. Их беседа продолжалась около часа. Пользуясь тем, что Италия в настоящее время председательствует в клубе стран "большой восьмерки" (G-8), Путин предложил Берлускони подумать над проведением внеочередной встречи участников форума для выработки совместных действий по борьбе с "террористическим интернационалом". Эта же тема, вероятно, звучала и на вчерашней встрече Владимира Путина с главными редакторами ведущих немецких СМИ.
Из Берлина Владимир Путин отправился в Дюссельдорф обсуждать российско-германские экономические отношения. На вилле "Хюгель", родовом поместье эссенских металлургических магнатов, Путин встречался с аналогом российского РСПП - клубом "Инициатива Д-21", объединяющим около 120 немецких промышленников. Такие структуры действуют в большинстве стран Евросоюза, и европейские предприниматели очень надеются наладить прямое взаимодействие со своими российскими коллегами без посредничества властей. Там же, в Дюссельдорфе, в присутствии президента были подписаны документы о сотрудничестве в области авиации и космоса, а также телекоммуникаций и биоисследований.