0
1136
Газета Политика Интернет-версия

26.09.2001 00:00:00

Катарсис после трагедии

Эдуард Баталов

Об авторе: Эдуард Яковлевич Баталов - доктор политических наук.

Тэги: катарсис, трагедия


ТРАГЕДИЮ по законам эстетики венчает катарсис - "очищение". Как полагали античные мыслители, зритель, отождествляющий себя с трагическим героем, сострадая ему и испытывая страх, очищает себя от страстей и переживает просветление.

Нечто подобное катарсису происходит порой и в жизни, сопровождая личные и национальные трагедии. Пройдя через испытание страхом, пережив боль утрат и крушение надежд, люди начинают по-новому смотреть на мир, на других, на самих себя. Они вдруг обнаруживают, что пребывали во власти иллюзий, заслонявших от них реальную жизнь. Что бывали несправедливы и жестоки к людям, проявляли, быть может, чрезмерную самоуверенность и гордыню. Наконец, что, хотя сами они ни в чем не виноваты, задевшая их трагедия произошла не случайно, но была вызвана какими-то причинами, в коих следовало бы разобраться, дабы избежать новых испытаний.

11 сентября Америка пережила - без всяких преувеличений - национальную трагедию.

Это было публичное - под телекамеры - оскорбление и унижение Америки. Вселенское унижение. И будь в Белом доме убежденный пацифист, он все равно не смог бы без риска потерять лицо, противостоять общественному мнению. А оно сегодня в Америке однозначно: отомстить, наказать, уничтожить тех, кто организовал эти теракты. И сделать все, решительно все, чтобы ничего подобного не повторялось впредь.

Россиянам знакомы эти чувства. После Буйнакска, Москвы, других городов, где террористы взрывали жилые дома, люди требовали от властей одного: найти и наказать преступников! "Мочить", безжалостно "мочить"! Избавить людей от страха!..

И вот теперь Америка. "Сама" Америка стала жертвой террористического подхода. Можно не сомневаться, что она нанесет мощный - и тоже, по всей вероятности, демонстративный - удар. Неизвестно, правда, по каким целям, когда, в какой форме и т.п. Но войну международному терроризму Соединенные Штаты уже объявили. В былые времена начинали военные действия, не объявляя войны. Теперь вот объявили войну, еще не начав военных действий. Однако можно, повторю, не сомневаться, что за возмездием дело не станет.

Но вот вопрос, имеющий, как мне кажется, существенное значение и для самой Америки, и для остального мира: а будет ли пережитая ею трагедия сопровождаться катарсисом? Поймут ли американцы, что Соединенные Штаты поступали порой несправедливо и неоправданно жестоко по отношению к другим народам и странам? Пытаясь "выкурить, догнать или притащить в суд" своих политических противников, они обрушивали бомбы на головы людей, которые не имели никакого отношения к политике, как не имели никакого отношения к политике Соединенных Штатов тысячи людей, сгоревших в зданиях Всемирного торгового центра? Обернется ли для американцев их собственная боль сочувствием к боли людей, проживающих в не любимых властями США странах?

Поймут ли американцы, что нынешние Соединенные Штаты - не самодостаточная страна, какой они хотели быть? Не только в плане сырьевой зависимости от других стран и необходимости согласования с Россией и некоторыми другими членами международного сообщества вопросов ограничения, сокращения и безопасного хранения ядерного и иного оружия массового уничтожения. Америка более не самодостаточна и в плане обеспечения национальной безопасности (в самом широком смысле слова), к которой, как свидетельствуют планы создания НПРО, они так стремятся.

Поймут ли американцы, что США, относясь к числу великих стран (то есть стран, которые на том или ином этапе всемирной истории вносят наибольший вклад в развитие человечества и определяют направление этого развития), не являются вместе с тем страной всемогущей, каковой она порой встает в их воображении?

В Соединенных Штатах - толковые экономисты и управленцы, но они не способны избавить национальную экономику от спадов. В Америке живут опытные врачи, но и они бывают бессильны перед лицом смерти. В этой стране сильные спецслужбы, но они тоже, как выясняется, допускают крупные промахи. Словом, Америка многого не умеет, многое не знает и не может. И это - нормально, потому что в этой замечательной стране живут обычные люди, возможности которых, как и возможности всех людей на свете, имеют свои пределы. И было бы пагубным для нее пытаться, уповая на силу (как тут не вспомнить о мудрой книге сенатора Дж. Фулбрайта "Самонадеянность силы", опубликованной еще в 1967 году!), представать перед миром в образе сверхнации, сверхнарода, которому все нипочем.

Все, кто соприкасался с Америкой, знают, что в этой стране любят говорить об "американской исключительности". Не только в плане исторического прошлого, но и в плане настоящего и будущего. У Америки-де особое, предопределенное высшими силами, предназначение ("маяк" свободы и демократии, руководство другими народами и т.п.). И особая судьба, отличная от судеб остального мира.

Правда, к концу 70-х годов ХХ века в этой стране все чаще стали слышаться речи о том, что эра неоспоримого превосходства США осталась позади. (Свою программную статью, приуроченную к 200-летнему юбилею Соединенных Штатов видный американский социолог Даниэл Белл так и назвал: "Конец американской исключительности".) Однако после окончания холодной войны идея "исключительности" не только обрела второе дыхание, но стала одним из важнейших элементов неписаного политического кредо Америки.

Теперь, думается, многим ясно, что это опасная - прежде всего для самих Соединенных Штатов - идея: она не только искусственно отсекает Америку от остального мира, но и противопоставляет этому миру. Никто не отнимает у американцев их исключительного в некоторых отношениях прошлого. Но никто теперь, в том числе и они сами, не гарантирует им исключительного будущего. Ныне у всех народов Земли - больших и малых, богатых и бедных, живущих на Севере или на Юге, по ту или эту сторону Атлантического и Тихого океанов, в пещерах или мегаполисах, - общее будущее, общая историческая судьба. Земля стала своеобразной атомной подводной лодкой, и если она будет разрушена в той или иной своей части, то всех землян, без какого бы то ни было исключения, ждет трагическая судьба. Даже если и не произойдет ядерной катастрофы.

Одним словом, встает вопрос о том, поймут ли американцы, что живут в новом мире. Мире, начавшем свое летоисчисление не с 11 сентября (11 сентября публично открылась, через страшную трагедию, причастность Соединенных Штатов этому миру - и, возможно, наступил новый этап в его развитии), а с конца 80-х - начала 90-х годов. Тогда пошел под откос не только Советский Союз и мировой коммунизм, но и вся складывавшаяся десятилетиями миросистема, упорядочивавшая политические и иные отношения в планетарном масштабе и сдерживавшая, пусть и не на сто процентов, глобальные и региональные, а отчасти и локальные разрушительные силы.

Новый, формирующийся мир не имеет еще ни ясных очертаний, ни прочного фундамента, ни надежных несущих конструкций. Эту роль не в состоянии пока выполнить никто, включая "истинно мировую сверхдержаву" (Бжезинский) в лице Соединенных Штатов (которые отличаются от других лишь большей силой, но отнюдь не более глубоким пониманием того, что происходит на земном шаре) или Североатлантический альянс, бездумное саморасширение которого ведет его к неизбежному саморазрушению как эффективной и конструктивной военно-политической силы.

Пока на Земле не сложится миропорядок, базирующийся на новом глобальном социальном контракте, то есть созданный усилиями всех стран и являющий баланс основных национальных и региональных интересов, мир будет оставаться предельно хрупким и уязвимым со стороны сил, остающихся за пределами планетарного "истеблишмента". И в первую очередь со стороны анархотерроризма - организованного и стихийного. А пытаться утвердить гарантированный миропорядок лишь с помощью грубой силы - значит, создавать новые предпосылки для глобального хаоса...

Говорят, башни Всемирного торгового центра будут восстанавливать. И, можно не сомневаться, восстановят, если не произойдет чего-то экстраординарного. Порукой тому и американский гений: инженерный, технический, строительный, организационный. И американские деньги. И американский патриотизм, которому не грех поучиться некоторым другим народам.

Можно даже представить себе, как будет происходить открытие восстановленного центра. Ясный, солнечный день (таких немало в Нью-Йорке), когда башни-близнецы - они как бы парят над городом - особенно красивы. Стечение народа. Возможно, присутствие президента страны. Беспрецедентные меры безопасности. Речи. Слезы. Улыбки. И повсюду - флаги, флаги, флаги...

Вот только будут ли американцы отдавать себе в этот день отчет в том, что это все-таки другие башни? И будут ли они понимать, что живут они уже, как говорит популярный телеведущий, в "другие времена"?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
477
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
243
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
222
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
254

Другие новости