ПЕРВЫЕ часы пребывания Владимира Путина в Германии были буквально утоплены в торжественных мероприятиях.
Естественно, из-за событий 11 сентября тематику обсуждаемых вопросов пришлось несколько скорректировать. Сугубо двустороннее политическое сотрудничество двух государств в связи с последними событиями в мире, казалось, отошло на второй план. Беседа Владимира Путина с немецким коллегой Герхардом Шредером, проходившая в официальной резиденции федерального канцлера, касалась в первую очередь международной безопасности. Запад, обсуждающий тему "антитеррористического интернационала", ждал от президента Путина разъяснений позиции Кремля. И если понедельничное обращение российского лидера было адресовано всему мировому сообществу, то вчерашнее выступление перед депутатами бундестага предназначалось в первую очередь для Европы. Но вряд ли президент мог сказать что-то новое: принципиальное решение принято, остальное - развернутый, "европеизированный" анализ.
Резкое сближение России с США вызвало понятное напряжение со стороны Евросоюза. Как пишет одна из немецких газет, в борьбе с международным терроризмом Россия выдвигается на ключевую роль. Европа опасается, что Москва, используя свое влияние на граничащие с Афганистаном среднеазиатские страны, попытается получить за свою поддержку Вашингтона соответствующие уступки от США, например в вопросе расширения НАТО. Такой вариант Европу не устраивает. По-прежнему не устраивают Европу и действия России в Чечне. Об этом накануне визита Владимира Путина в Берлин заявил министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер.
Собственно, сами российско-германские отношения от пребывания Владимира Путина в Берлине выиграют скорее в общечеловеческом, нежели в конкретном экономическом плане. Вчера в резиденции президента "Белью" в присутствии глав государств были подписаны документы гуманитарного характера - об участии России во Франкфуртской книжной ярмарке, о проведении российско-германских культурных встреч, а также историко-художественной выставки "Берлин-Москва, Москва-Берлин".
Что же касается ответа на главный финансовый вопрос российско-германских отношений - неурегулированная задолженность, образовавшаяся в последние месяцы существования СССР, - он пока не найден даже на уровне экспертов. Следующий раунд совместных консультаций должен состояться будущей весной в Германии. Российский министр экономического развития и торговли Герман Греф на тему неурегулированных сумм предпочел не распространяться, отделываясь шутками.
Неофициальная же Германия пытается узнать Путина не как президента, а как человека. "Он не имеет ничего общего с Ельциным или Брежневым. Путин собран, в прекрасной физической форме и, что примечательно, вежлив. Никакой водки, только чай", - такую оценку российскому президенту дают немецкие журналисты.
Берлин