ВЫЗВАННЫЙ Законом "О политических партиях" процесс укрупнения различных объединений может наконец-то исполнить давнишнюю мечту лидеров КПРФ и покончить с многопартийностью среди российских коммунистов. С самого момента утверждения этого закона было очевидно, что ныне существующие коммунистические объединения ВКП(б), РКП-КПСС и РКРП никак не смогут набрать нужное количество членов и региональных отделений. Однако последнюю точку в истории существования маленьких компартий поставят поправки в Закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан", разработанные в ЦИКе и внесенные в Госдуму президентом в августе.
По этим предложениям финансирование политических партий будет осуществляться не до выборов, как во время двух предыдущих парламентских кампаний, а лишь после них, по итогам подсчета голосов. Скорее всего эти поправки, приводящие избирательное законодательство в соответствие с уже принятым законом, минуют Думу без всякого труда. В этом случае малочисленные коммунистические объединения будут полностью лишены возможности собрать средства для участия в предвыборной борьбе на федеральном уровне и окажутся очень быстро сведены до уровня региональных движений или радикально окрашенных политических сект.
Возможно, что именно в преддверии этой перспективы на прошлой неделе появились сообщения о возможном объединении Российской коммунистической рабочей партии под руководством Виктора Тюлькина и Российской партии коммунистов под руководством Анатолия Крючкова. Однако даже совокупная численность этих партий вряд ли превысит 10 тыс. членов. Как сообщили "НГ" в департаменте по делам общественных и религиозных объединений Минюста, при регистрации численность членов РКРП составляла 7768 человек, а ВКП(б) под руководством Нины Андреевой и РКП-КПСС вообще не были зарегистрированы как партии.
Наиболее гарантированным способом выживания для левых радикалов остается политический союз с КПРФ. Тем более что для такого союза есть исторические предпосылки: в 1996 г. руководство РКРП и КПРФ подписало соглашение о совместных действиях в избирательной кампании по выборам президента РФ и ее "использовании для пропаганды идей социализма и организации борьбы трудящихся за свои коренные интересы". Напомним, что именно партия Тюлькина на выборах 1999 г. получила более 2% избирателей, а глава КПРФ Геннадий Зюганов назвал главу РКРП одним из наиболее "вменяемых" лидеров среди радикальных коммунистов. Но идеологические разногласия между левыми радикалами и членами КПРФ практически непреодолимы.
В самой КПРФ возможное объединение с леворадикалами не отвергается, хотя и обставляется множеством условий. Председатель исполкома движения "Россия" Евгений Собакин заявил, что, будучи членами "центристского движения", они предпочитают сотрудничать с более умеренными организациями, такими, как Партия самоуправления трудящихся имени Святослава Федорова. Такую же позицию занимают и в НПСР, руководство которого на следующей неделе, 27 сентября, собирается подписать генеральное соглашение о сотрудничестве. Причем из 45-50 коллективных членов союза для подписания документа было отобрано всего лишь 15 движений, представляющих бизнесменов средней руки, студентов, военных, профсоюзы, аграриев, ученых, женщин - словом, не столько политические, сколько общественные организации.
Таким образом, КПРФ и верные ей сателлиты, несмотря на постоянные заявления руководства партии о необходимости следования ленинским курсом и попытки удержать вокруг себя радикально настроенную часть электората, уже сделали выбор между левоцентристами и леворадикалами.