ОБРАЩЕНИЯ Владимира Путина, находящегося сейчас в своей сочинской резиденции "Бочаров ручей", в России ждали несколько дней. Однако с политической точки зрения заявление главы государства вряд ли расставило принципиально новые акценты. Пока этим занимаются менее высокопоставленные представители руководства страны.
В своем заявлении Путин, в частности, высказался за необходимость выработки "совместных подходов и реальных механизмов сотрудничества" в борьбе с международным терроризмом. Это, как заявил глава государства, и есть сейчас "самое главное", и над этим руководство страны будет работать в ближайшее время. Сам президент уже работает. По его словам, он активизировал контакты с лидерами государств, которые являются основными партнерами России и к чьему мнению прислушиваются во всем мире. Это в первую очередь США, страны Евросоюза и Китай. Однако, как отметил Владимир Путин, в Москве чувствуют, "что есть заметный интерес и к мнению России".
Появление Путина перед камерами должно было произвести скорее психологический эффект - страна должна знать, что с президентом все в порядке и что он способен принимать решения. Пусть даже президент и не сказал ничего нового. Однако видимая неопределенность российской позиции относительно ее дальнейшего "поведения" не означает, что у Москвы на этот счет пока нет ответа. Ряд предложений уже сформулирован и наверняка озвучивается и на уровне контактов спецслужб, и вчера в ходе переговоров в Вашингтоне министра иностранных дел России Игоря Иванова с госсекретарем США Колином Пауэллом. Уже сейчас можно абсолютно точно сказать, что они будут обсуждаться и в ходе предстоящего в начале октября визита Владимира Путина в Брюссель, где расположена штаб-квартира НАТО.
Как уже писала "НГ", в активе позиций Москвы и создание единой организации сотрудничества спецслужб, и подключение к этому процессу неагрессивных мусульманских сил, и, наконец, предложение о возможной трансформации структуры Североатлантического альянса. Кроме того, источники в МИД России уже сейчас высказывают предположения, что созыв "большой восьмерки" помог бы определить новые формы борьбы с терроризмом. Но с какими бы предложениями ни выступала Москва, позиция США в силу того, что теракты произошли на ее территории, будет играть определяющую роль. "Еще не одна трагедия должна произойти в мире, чтобы состоялось реальное объединение всех демократических государств", - заявил высокопоставленный представитель Кремля.
На все предложения о возможном сотрудничестве должно наблюдаться встречное движение, в противном случае они малоэффективны. Но, по мнению источников "НГ" в администрации президента, трагедия в США не слишком сильно изменила мироощущение американского руководства. И если Россия сейчас мучается философским вопросом, в каком случае государство имеет право наказывать подозреваемых без суда и следствия, то неизбежность такого наказания для Вашингтона очевидна.
К сожалению, военная операция НАТО, по мнению кремлевских источников "НГ", вряд ли приведет к решению проблемы глобального терроризма. Хотя бы потому, что его масштабы предполагают международное сотрудничество с включением в этот процесс всех демократических стран. А это потребует не только изменения форм межгосударственного взаимодействия, но и психологии их лидеров.