СЕГОДНЯ комиссия по разграничению полномочий между Центром и регионами, которую возглавляет замглавы президентской администрации Дмитрий Козак, подведет первые итоги своей деятельности. Однако уже сейчас понятно, что, прежде чем делить полномочия с губернаторами власти, придется "перечитать" двусторонние договоры и соглашения с субъектами Федерации и привести их в соответствие с Конституцией.
На сегодняшний день между Федерацией и ее субъектами действуют 42 договора и около 570 соглашений. Большинство из них заключалось в 1994-1995 годах, накануне перевыборов Бориса Ельцина на второй президентский срок. Центр, нуждавшийся в поддержке региональных элит, щедро раздавал не только политические обещания, но и экономические преференции, как, например, права на управление крупнейшими областными и республиканскими предприятиями. Губернаторы же, в свою очередь, охотно меняли бонусы на лояльность действующему президенту и обзаводились подчас совершенно фантастическими привилегиями. Например, у главы Татарстана Минтимера Шаймиева сейчас есть право помиловать осужденных, которым по федеральной Конституции наделен лишь один человек в государстве - президент. Кроме того, татарские власти получили контроль над кадровой политикой всех действующих на территории республики судебно-правовых ведомств, которые по действующему законодательству должны координироваться из Центра. А Якутия до сих пор не оставляет попыток объявить свои алмазные недра региональной собственностью, хотя по Конституции они должны принадлежать только государству.
О том, как отбирать у регионов полномочия Центра, в Москве, похоже, еще совсем недавно просто не задумывались. Так, договор со столичными властями Федерация заключила на целых 10 лет, а с десятью национальными республиками они вообще временных рамок не имеют. Изменить положения договоров и соглашений или вообще прекратить их действие можно только по обоюдному согласию сторон. Однако расстаться с полученными пять лет назад преференциями мечтают не многие. По словам источников "НГ", пока расторгнуть договоры готовы лишь шесть областей - Омская, Челябинская, Ульяновская, Астраханская, Ярославская и Пермская, а также национальная республика - Марий Эл. Остальных губернаторов Кремлю придется убеждать. И главный аргумент будет заключаться том, что выправленные под Конституцию договоры просто потеряют политическую и экономическую ценность.
Сложнее будет убедить в необходимости делиться полномочиями главу Татарстана Минтимера Шаймиева, у которого на этот счет собственная точка зрения. И хотя в Кремле говорят о том, что его предложения будут учитываться в итоговом документе, это будет возможно лишь отчасти. Сомнительно, например, что Центр согласится наделить представителей национальных республик в Совете Федерации правом вето, хотя глава Татарстана на этом и настаивает.
Времени на убеждения у Кремля не так уж и много - единое конституционное пространство должно быть восстановлено до 24 июля 2002 года. Завершить работу в намеченный срок Центру должны помочь комиссии, сформированные в федеральных округах, в которых работают 77 человек. До 1 декабря им предстоит разработать проекты концепций по разграничению полномочий между Центром и регионами, которые затем будут подробно изучаться в Москве. Этим займутся специальные тематические рабочие группы, которые также входят в комиссию Дмитрия Козака. Им же предстоит дать свою оценку и проекту Конституции Чечни, который, по словам источников "НГ", уже частично написан.